Папки-передвижки

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Попова Ирина Анатольевна
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Одним из приоритетных направлений развития социальной и образовательной политики современной России является организация и реализация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вопросы инклюзивного образования особенно актуальны.

Публикация «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Также в Стандарте (п. 2.11.2) отмечается, что содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Содержательный раздел должен включать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития [3].

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания [1].

Наиболее популярная, на наш взгляд, классификация В. В. Лебединского, в которой различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушениями речи;

- дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

- дети с задержкой психического развития (ЗПР);

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений) [2].

Реализуя работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации, следует руководствоваться следующими принципами:

- поддержание стремления и желания получать знания;

- использование индивидуального подхода к обучению;

- поддержка социального взаимодействия среди малышей;

- сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях;

- всестороннее развитие в максимально возможном объеме;

- отслеживание динамики развития ребенка;

- взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения.

Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:

- единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;

- воспитание самостоятельности детей, повышение познавательной активности с опорой на их личный опыт;

- выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;

- разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;

- последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;

- достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.

Общими направлениями коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях дошкольной организации являются следующие :

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной организации педагогам необходимо знать следующие положения коррекционной работы :

1. Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

2. При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.

3. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

4. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

5. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

6. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии

Таким образом, педагоги дошкольной образовательной организации, работая с детьми с ОВЗ, должны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, учитывая особенности их психофизического развития.

Библиографический список

1. Козырева О. А. Анализ дефиниции «лицо с ограниченными возможностями здоровья» // The Newman in Foreign policy. 2017. № 37 (81). С. 148-151.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М., 2018. 303 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М:, 2013.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 15 января 2023 в 14:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД