Папки-передвижки

Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.

Анна Власова
Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.

По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда в дошкольном учреждении.

Я работаю учителем-логопедом с детьми общеразвивающих групп с 2010 г. За это время мной накоплен положительный опыт по коррекции речевых нарушений. Для коррекционных занятий с дошкольниками в ДОУ имеется логопедический кабинет, в котором провожу коррекционные занятия, индивидуальную работу по постановке звуков, консультирую родителей. В течение года дополняю и оформляю необходимый наглядный материал: картинки, карточки, схемы, дидактические игры, пособия для развития мышления, мелкой моторики, мнемотаблицы, коллажи и др.

Публикация «Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида,» размещена в разделах

В своей работе я опираюсь на нормативно-правовую документацию и программы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда логопедического пункта в ДОО:

Использую программы:

• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушения речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (2008);

• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида» (2003).

• Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Кроме того, руководствуюсь Сан ПиН 2.4.1.2660-10, должностной инструкцией учителя-логопеда, инструкцией по охране труда.

Основными задачами моей работы являются :

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Мной составлена рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у детей в общеразвивающих группах». Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.

Итогом реализации программы считаю формирование у детей с речевой патологией коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, что является основой дальнейшего успешного обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Коррекционно-воспитательная работа с ФН, ФФН и ОНР IV (у. р. р.) строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на (с ФН, ФФН и ОНР IV (у. р. р., обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Мной выделены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми :

1. формирование полноценных произносительных навыков;

2. развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

3. развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

4. обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

5. воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

6. развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

7. формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Эффективность коррекционной работы в детском саду определяется рациональным и правильным планированием и организацией работы с детьми, родителями, педагогами, специалистами ДОУ. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю оформлению и ведению документации.

В первую очередь логопедическая помощь оказывается детям подготовительной и старшей групп детского сада. В сентябре мною проводится мониторинг речевого развития, оформляется необходимая документация, составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи.

По результатам обследования заполняю речевые карты и составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на каждого ребёнка, с учётом характера речевой патологии и сохранных звеньев, так как дети имеют разные стартовые возможности; оформляю «экран звукопроизношения», с результатами обследования знакомлю воспитателей групп. После этого формирую группы по однородным нарушениям и составляю сетку подгрупповых и индивидуальных занятий. С учетом темы недели в свои коррекционные занятия включаю дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, а также дидактические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя, связной речи. Эти игры и упражнения рекомендую использовать педагогам в группах и записываю их в индивидуальные тетради детей.

Два раза в год совместно с логопедом детской поликлиники провожу обследование детей всех возрастных групп с целью уточнения речевых диагнозов, своевременного выявления детей с тяжёлыми нарушениями речи и направления их в логопедические группы и группы с ЗПР, оформляю необходимую документацию на ПМПК, беседую с родителями. Стараюсь организовать свою работу таким образом, чтобы все дошкольники с тяжелыми речевыми диагнозами были направлены в коррекционные группы.

Для подгрупповых занятий объединяю детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-6 человек, периодичность занятий - 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Частоту проведения индивидуальных занятий определяю характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий –10-15 минут, с микрогруппами - в зависимости от коррекционных целей.

с 2012учебного года в подготовительной к школе группе веду кружок «АБВГДейка», цель которого - заложить основы грамоты у детей старшего дошкольного возраста (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).

Программа кружка «АБВГДейка» включает разработанную систему коррекционного обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в сентябре мною и воспитателями группы составляется совместный план работы.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в подготовительной к школе группе. Образовательная деятельность включает разнообразный наглядный и практический материал, игровые задания разной степени сложности.

На всех этапах обучения уделяется внимание составлению предложений различных конструкций, звуковому анализу слова, формированию фонематического восприятия и навыку чтения слогов, знакомству с буквой, развитию психических процессов.

С педагогами ДОУ я провожу тренинги, мастер-классы, консультации, беседы и другие формы работы, выдаю памятки. Консультации для воспитателей общеразвивающих групп я представляю в двух формах: устной и письменной, тематика которых актуальна для ДОУ, контингента детей, а материал понятен для педагогов. Вся деятельность в этом направлении находит отражение в годовом планировании.

В связи с этим, одним из направлений моей работы в условиях логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения. После проведения логопедического обследования я предоставляю родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Мною налажен тесный контакт с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я беседую об этом с родителями и советую им обратиться к логопеду поликлиники с целью подтверждения речевого диагноза. Подтверждение диагноза является основанием для перевода ребенка в специализированную логопедическую группу.

На всех этапах обучения уделяется внимание составлению предложений различных конструкций, звуковому анализу слова, формированию фонематического восприятия и навыку чтения слогов, знакомству с буквой, развитию психических процессов.

С педагогами ДОУ я провожу тренинги, мастер-классы, консультации, беседы и другие формы работы, выдаю памятки. Консультации для воспитателей общеразвивающих групп я представляю в двух формах: устной и письменной, тематика которых актуальна для ДОУ, контингента детей, а материал понятен для педагогов. Вся деятельность в этом направлении находит отражение в годовом планировании.

В связи с этим, одним из направлений моей работы в условиях логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения. После проведения логопедического обследования я предоставляю родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Мною налажен тесный контакт с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я беседую об этом с родителями и советую им обратиться к логопеду поликлиники с целью подтверждения речевого диагноза. Подтверждение диагноза является основанием для перевода ребенка в специализированную логопедическую группу.

Публикации по теме:

Из опыта работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду комбинированного вида (слайд 1) Включение ребенка с Ограниченными Возможностями Здоровья в среду ДОУ комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV видаВзаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсилогия, отрослями специальной педагогики, олигофренопедагогика, суропедагогика.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 23:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД