Валентина Булатова
Особенности развития связной диалогической речи при общем недоразвитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Р. Е. Левина писала: «Под общим недоразвитием речи (далее, ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи». Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными и недостаточно удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией, вне которой она становится зачастую непонятной.
Публикация «Особенности развития связной диалогической речи при общем недоразвитии речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ю. Ф. Гаркуша говорит о том, что наличие ОНР у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия детей, и создаёт серьёзные проблемы в процессе их развития и обучения.
Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р. Е. Левиной определить три уровня речевого развития, для каждого из которых диалогическая речь будет иметь свои особенности.
Первый уровень речевого развития характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи» и отличается крайней ограниченностью в речевых средствах общения. Строить диалог с чужими людьми — как взрослыми, так и детьми — ребёнку практически невозможно.
Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «зачатки общеупотребительной речи» и характеризуется возросшей речевой активностью ребёнка. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Диалог строится, но он ещё неполноценный.
Третий уровень речевого развития характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Владея речью на данном уровне, дети могут общаться с окружающими, но диалоговое общение характеризуется рядом особенностей, которые будут подробно рассмотрены ниже.
Речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, но у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями.
Г. В. Чиркина на основании результатов исследований выделила три группы дошкольников с ОНР по состоянию диалогической речи. Дошкольники первой группы умеют вступать в диалог, поддерживают его, используют не только вопросы, но и комментирующие и побуждающие реплики. Дети второй группы редко проявляют инициативу в общении, но поддерживают его, если к ним обращается взрослый или сверстник. Если тема общения близка и интересна, то дети активны, но на вопросы предпочитают отвечать односложно. Дети третьей группы замкнуты, проявляют речевой негативизм, редко инициируют общение, не поддерживают его (особенно со сверстниками : приоритет отдаётся общению со взрослым, а если и участвуют, то используют безадресные вопросы.
В исследованиях Л. Г. Соловьевой обнаружены два типа нарушения коммуникативного общения со взрослым у детей с ОНР. Первый тип характеризуется слабой активностью детей в процессе диалога, малой употребляемостью инициативных и побуждающих реплик, преобладанием односложных ответов, в силу чего диалог носит односторонний характер и существует только за счёт инициативы собеседника. Дети стеснительны, скованны и предпочитают позицию слушателя.
Второй тип коммуникативной недостаточности противоположен первому и характеризуется достаточной активностью детей, что выражается в наличии инициативных и побуждающих реплик, изменением позиций «говорящий — слушающий» за счёт появления собственных инициатив. Но при этом за счёт импульсивности дети не способны быть внимательными к собеседнику, что влечёт за собой неадекватные вербальные реакции (преждевременные, перебивающие) и как следствие — нарушение структуры диалога.
Особенности диалогической речи дошкольников с ОНР также выявлены в исследованиях Г. Р. Шашкиной, Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой. Исследователи выявили у детей с ОНР: неумение правильно строить предложение; неумение слушать собеседника; неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса; неумение давать реплики; частое отвлечение от поставленного вопроса; невладение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.
Таким образом, исследования различных учёных доказывают, что диалогическая речь дошкольников с ОНР имеет ряд специфических особенностей, наличие которых позволяют учёным констатировать факт её недоразвития у многих детей с ОНР. Недостаточная информативность, нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний, их недостаточный объём, наличие лексико-грамматических нарушений не позволяют детям полноценно овладевать диалогическими умениями. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Состояние диалогической коммуникативной компетентности у детей с ОНР может быть полярным: от пассивности и занимания «слушающего» до чрезмерной активности с неумением выслушивать собеседника. Все это тормозит процесс развития связной речи (в частности диалогической) и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.