Елена Мишина
Особенности социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
в ГБОУ школе – интернате № 3 г. Армавира.
В ГБОУ школе – интернате № 3 обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно – слепые и слабовидящие дети. Так как у детей имеются нарушения здоровья, то при их обучении и воспитании педагогам необходимо преодолевать дефекты в развитии.
Публикация «Особенности социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вам известно, что коррекция – способ компенсации дефекта, поэтому вся работа в нашей школе имеет коррекционную направленность, осуществляется комплексно и затрагивает весь образовательный и воспитательный процесс.
Педагогический персонал стремится создать в интернате условия, максимально приближенные к условиям в нормальной семье, детям с ограниченными возможностями здоровья нужно помочь овладеть знаниями и навыками для адаптации и социализации в обществе. Поэтому в школе - интернате работает психологическая, педагогическая, социальная и медицинская службы, которые оказывают специально организованную психолого – медико – педагогическую помощь в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого воспитанника. А от того, насколько уверенно, органично и комфортно будет чувствовать себя в социальной среде каждый, зависит и уровень развития нашего общества.
Нарушения зрения приводят к тяжелым проблемам в социализации, к раз-рушению взаимодействия с окружающим миром.
У наших детей уровень предметных представлений, психофизическое развитие, развитие ориентации, двигательная активность отстает от уровня нормально видящих сверстников, которые познают мир с помощью зрения. У детей с глубокими нарушениями зрения происходит выпадение зрительных ощущений, главным становится осязательное восприятие. Поэтому реабилитационная работа составляет главный компонент коррекционного обучения и воспитания в школе – интернате.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья способствует формированию представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию социально – значимых качеств, становлению адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей.
В социализацию входят процессы усвоения знаний, норм, ценностей, позволяющих выполнять общественно заданные функции, выполнение которых затруднено нарушениями зрения.
Индивидуализация – развитие индивидуальных черт человека.
Оба процесса тесно связаны между собой и требуют педагогического сопровождения.
Нарушения процесса социализации, – малый запас знаний об окружающем мире, несформированность социальных представлений, нестабильность волевой сферы - встречаются у детей с нарушениями зрения в различной степени, это зависит от структуры дефекта, от социального статуса семьи.
Чтобы преодолеть эти трудности и помочь воспитанникам в социализации и реабилитации в школе – интернате организовано психолого – медико – педагогическое сопровождение, направленное на сознательное усвоение ребенком форм и способов социальной жизни, выработку ценностных ориентиров.
Работа по формированию адаптивных механизмов, соответствующих об-щественным требованиям, начинается с момента поступления ребенка в школу – ин-тернат.
Цель сопровождения – усвоение ребенком учебной программы, всестороннее развитие личности, реализация конкретных мер по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к будущей самостоятельной жизни. Учащиеся в нашей школе получают образование, культурное и интеллектуальное развитие.
Задачи сопровождения: развитие социальных навыков и умений,
формирование позитивного отношения к себе,
чувства собственной значимости
развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различной ситуации общения
выработка готовности к труду
воспитание культуры чувств.
Задачи реализуются через формы работы:
коррекционные занятия, психологические тренинги и этические беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, беседы, спортивные мероприятия,
экскурсии, досуговые мероприятия, мероприятия по программе фонда «Виктория»-массаж, компьютерные курсы, туризм, тестопластика, кружки, беседы по программе «Жизнь без наркотиков» и др.
Первым этапом сопровождения является диагностика.
На этом этапе оценивается степень адаптированности ребенка к своему социальному окружению, отношение к дефекту зрения, индивидуально – психологический уровень: выделяются особенности и недостатки развития, индивидуальные компенсаторные возможности ребенка. Диагностика традиционно включает всестороннее психологическое, педагогическое, логопедическое, медицинское обследование, в нашей школе еще и обследование тифлопедагогом. Организация работы школьного ПМПк дает возможность изучения воспитанников непосредственно в детском коллективе на протяжении процесса обучения и воспитания.
Исходя из диагностики воспитанника, определяется максимально возможная коррекция и компенсация дефекта развития. Процесс обучения и воспитания строится с опорой на индивидуальные компенсаторные возможности ребенка – психические функции, получившие наибольшее развитие, остаточное зрение, осязание. Эти возможности обсуждаются в ходе постоянно проводимых психолого – педагогических консилиумов.
Чрезвычайно важную роль в развитии индивидуальных компенсаторных возможностей детей играет деятельность педагогов дополнительного образования:
Музыкальный кружок, вокальное исполнение (победители в краевых смотрах,
Танцевальный кружок (обучаются ритмики и пластике, танцы создают положительно эмоциональный тонус, развивают двигательную координацию, помогают преодолевать коммуникативные барьеры в отношениях со сверстниками,
Теннис, голбол (футбол для слепых, легкая атлетика,
Туризм, досуговые мероприятия, организованные при поддержке фонда «Виктория», взаимосвязь с обучением в музыкальной школе, работа с бумагой, шитье.
Благодаря тренировкам, настойчивости учителя физкультуры, поддержке директора школы и спорткомитету города наши воспитанники показывают высокий уровень в физическом развитии. Только в 2008 году они стали победителями по легкой атлетике в городе Челябинске: заняли 1 место в беге на дистанции 60 метров, на 100 м., на 200 м. Команда школы по голболу неоднократно выезжала на соревнования в Тульскую область и входила в десятку лучших команд. Воспитанники награждены премией Губернатора Краснодарского края, в декабре были на приеме в городе Краснодаре. В процессе физического воспитания слепых и слабовидящих детей обязательны индивидуальный и дифференцированный подходы, учет клинических форм патологии зрения, характера и степени нарушения, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся. Эти подходы выбираются, исходя из сопровождения детей.
Сочетание индивидуального и совместного творчества детей и взрослых способствует их личностному развитию, творчеству, положительному отношению друг к другу. В школе – интернате мы особое внимание уделяем формированию трудовых навыков и умений воспитанников, необходимых им в дальнейшей послеинтернатной жизни. В начальном звене дети обучаются самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду, труду в природе и ручному труду – работа с бумагой и картоном, тканями и нитками, с древесиной, с природными и другими материалами.
На второй ступени (5 -9 классы) сформированные навыки закрепляются и расширяются. Много внимания уделяется таким видам деятельности как швейное дело и вязание, плетение. В 10 – 12 классах воспитанников знакомят с электротехникой, радиотехникой, компьютерами.
В школе имеется оснащенный специальным брайлевским оборудованием кабинет информатики, где воспитанники имеют возможность научиться работе на персональном компьютере, имеют выход в сеть Интернет. Профессиональные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно, людей с нарушением зрения, такие же, как и у нормальных здоровых людей.
Люди с глубокими нарушениями зрения добиваются выдающихся успехов в различных областях науки, искусства, сфере управления, обучения, спорте. Например, в нашей школе работают педагоги с нарушениями зрения, это учителя: русского и литературы, информатики, музыки, руководитель секции легкой атлетики. Воспитанники и выпускники нашей школы известны не только в нашем крае, но даже и за рубежом. Это золотой призер Паралимпийских игр в 2004 году в Афинах, бронзовый призер олимпиады в Пекине в 2008 году по легкой атлетике Паутова Елена, Ибрагимов Ислам – старший тренер Федерации спорта слепых по дзюдо, старший тренер сборной России по дзюдо среди инвалидов по зрению, Аккуратов Олег – слепой музыкант, композитор, пианист.
В школе ведется большая работа по профессиональному самоопределению выпускников. В среднем и старшем звене проводятся беседы по профессиям, которые доступны для лиц с нарушениями зрениями, рассказывается, в какие учебные заведения лучше поступать, какие условия приема.
Социальный педагог организует послешкольное сопровождение выпускников в целях социально – педагогической адаптации в новой социальной среде.
Организация сопровождения в школе – интернате на основе коррекционного и компенсирующего обучения позволяет решать проблемы учащихся, связанных с успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
И мы уверены, что каждый воспитанник нашей школы найдет достойное место в обществе.