Папки-передвижки

Особенности социализации детей с ОВЗ

Елена Мишина
Особенности социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями

в ГБОУ школе – интернате № 3 г. Армавира.

В ГБОУ школе – интернате № 3 обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно – слепые и слабовидящие дети. Так как у детей имеются нарушения здоровья, то при их обучении и воспитании педагогам необходимо преодолевать дефекты в развитии.

Публикация «Особенности социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах

Вам известно, что коррекция – способ компенсации дефекта, поэтому вся работа в нашей школе имеет коррекционную направленность, осуществляется комплексно и затрагивает весь образовательный и воспитательный процесс.

Педагогический персонал стремится создать в интернате условия, максимально приближенные к условиям в нормальной семье, детям с ограниченными возможностями здоровья нужно помочь овладеть знаниями и навыками для адаптации и социализации в обществе. Поэтому в школе - интернате работает психологическая, педагогическая, социальная и медицинская службы, которые оказывают специально организованную психолого – медико – педагогическую помощь в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого воспитанника. А от того, насколько уверенно, органично и комфортно будет чувствовать себя в социальной среде каждый, зависит и уровень развития нашего общества.

Нарушения зрения приводят к тяжелым проблемам в социализации, к раз-рушению взаимодействия с окружающим миром.

У наших детей уровень предметных представлений, психофизическое развитие, развитие ориентации, двигательная активность отстает от уровня нормально видящих сверстников, которые познают мир с помощью зрения. У детей с глубокими нарушениями зрения происходит выпадение зрительных ощущений, главным становится осязательное восприятие. Поэтому реабилитационная работа составляет главный компонент коррекционного обучения и воспитания в школе – интернате.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья способствует формированию представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию социально – значимых качеств, становлению адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей.

В социализацию входят процессы усвоения знаний, норм, ценностей, позволяющих выполнять общественно заданные функции, выполнение которых затруднено нарушениями зрения.

Индивидуализация – развитие индивидуальных черт человека.

Оба процесса тесно связаны между собой и требуют педагогического сопровождения.

Нарушения процесса социализации, – малый запас знаний об окружающем мире, несформированность социальных представлений, нестабильность волевой сферы - встречаются у детей с нарушениями зрения в различной степени, это зависит от структуры дефекта, от социального статуса семьи.

Чтобы преодолеть эти трудности и помочь воспитанникам в социализации и реабилитации в школе – интернате организовано психолого – медико – педагогическое сопровождение, направленное на сознательное усвоение ребенком форм и способов социальной жизни, выработку ценностных ориентиров.

Работа по формированию адаптивных механизмов, соответствующих об-щественным требованиям, начинается с момента поступления ребенка в школу – ин-тернат.

Цель сопровождения – усвоение ребенком учебной программы, всестороннее развитие личности, реализация конкретных мер по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к будущей самостоятельной жизни. Учащиеся в нашей школе получают образование, культурное и интеллектуальное развитие.

Задачи сопровождения: развитие социальных навыков и умений,

формирование позитивного отношения к себе,

чувства собственной значимости

развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различной ситуации общения

выработка готовности к труду

воспитание культуры чувств.

Задачи реализуются через формы работы:

коррекционные занятия, психологические тренинги и этические беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, беседы, спортивные мероприятия,

экскурсии, досуговые мероприятия, мероприятия по программе фонда «Виктория»-массаж, компьютерные курсы, туризм, тестопластика, кружки, беседы по программе «Жизнь без наркотиков» и др.

Первым этапом сопровождения является диагностика.

На этом этапе оценивается степень адаптированности ребенка к своему социальному окружению, отношение к дефекту зрения, индивидуально – психологический уровень: выделяются особенности и недостатки развития, индивидуальные компенсаторные возможности ребенка. Диагностика традиционно включает всестороннее психологическое, педагогическое, логопедическое, медицинское обследование, в нашей школе еще и обследование тифлопедагогом. Организация работы школьного ПМПк дает возможность изучения воспитанников непосредственно в детском коллективе на протяжении процесса обучения и воспитания.

Исходя из диагностики воспитанника, определяется максимально возможная коррекция и компенсация дефекта развития. Процесс обучения и воспитания строится с опорой на индивидуальные компенсаторные возможности ребенка – психические функции, получившие наибольшее развитие, остаточное зрение, осязание. Эти возможности обсуждаются в ходе постоянно проводимых психолого – педагогических консилиумов.

Чрезвычайно важную роль в развитии индивидуальных компенсаторных возможностей детей играет деятельность педагогов дополнительного образования:

Музыкальный кружок, вокальное исполнение (победители в краевых смотрах,

Танцевальный кружок (обучаются ритмики и пластике, танцы создают положительно эмоциональный тонус, развивают двигательную координацию, помогают преодолевать коммуникативные барьеры в отношениях со сверстниками,

Теннис, голбол (футбол для слепых, легкая атлетика,

Туризм, досуговые мероприятия, организованные при поддержке фонда «Виктория», взаимосвязь с обучением в музыкальной школе, работа с бумагой, шитье.

Благодаря тренировкам, настойчивости учителя физкультуры, поддержке директора школы и спорткомитету города наши воспитанники показывают высокий уровень в физическом развитии. Только в 2008 году они стали победителями по легкой атлетике в городе Челябинске: заняли 1 место в беге на дистанции 60 метров, на 100 м., на 200 м. Команда школы по голболу неоднократно выезжала на соревнования в Тульскую область и входила в десятку лучших команд. Воспитанники награждены премией Губернатора Краснодарского края, в декабре были на приеме в городе Краснодаре. В процессе физического воспитания слепых и слабовидящих детей обязательны индивидуальный и дифференцированный подходы, учет клинических форм патологии зрения, характера и степени нарушения, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся. Эти подходы выбираются, исходя из сопровождения детей.

Сочетание индивидуального и совместного творчества детей и взрослых способствует их личностному развитию, творчеству, положительному отношению друг к другу. В школе – интернате мы особое внимание уделяем формированию трудовых навыков и умений воспитанников, необходимых им в дальнейшей послеинтернатной жизни. В начальном звене дети обучаются самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду, труду в природе и ручному труду – работа с бумагой и картоном, тканями и нитками, с древесиной, с природными и другими материалами.

На второй ступени (5 -9 классы) сформированные навыки закрепляются и расширяются. Много внимания уделяется таким видам деятельности как швейное дело и вязание, плетение. В 10 – 12 классах воспитанников знакомят с электротехникой, радиотехникой, компьютерами.

В школе имеется оснащенный специальным брайлевским оборудованием кабинет информатики, где воспитанники имеют возможность научиться работе на персональном компьютере, имеют выход в сеть Интернет. Профессиональные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно, людей с нарушением зрения, такие же, как и у нормальных здоровых людей.

Люди с глубокими нарушениями зрения добиваются выдающихся успехов в различных областях науки, искусства, сфере управления, обучения, спорте. Например, в нашей школе работают педагоги с нарушениями зрения, это учителя: русского и литературы, информатики, музыки, руководитель секции легкой атлетики. Воспитанники и выпускники нашей школы известны не только в нашем крае, но даже и за рубежом. Это золотой призер Паралимпийских игр в 2004 году в Афинах, бронзовый призер олимпиады в Пекине в 2008 году по легкой атлетике Паутова Елена, Ибрагимов Ислам – старший тренер Федерации спорта слепых по дзюдо, старший тренер сборной России по дзюдо среди инвалидов по зрению, Аккуратов Олег – слепой музыкант, композитор, пианист.

В школе ведется большая работа по профессиональному самоопределению выпускников. В среднем и старшем звене проводятся беседы по профессиям, которые доступны для лиц с нарушениями зрениями, рассказывается, в какие учебные заведения лучше поступать, какие условия приема.

Социальный педагог организует послешкольное сопровождение выпускников в целях социально – педагогической адаптации в новой социальной среде.

Организация сопровождения в школе – интернате на основе коррекционного и компенсирующего обучения позволяет решать проблемы учащихся, связанных с успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

И мы уверены, что каждый воспитанник нашей школы найдет достойное место в обществе.

Публикации по теме:

Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей. Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

Формирование социальной компетентности детей в процессе социализации и воспитания Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. В настоящее.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Перспективный план работы по полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста ^ Время проведения Тема Занятия Предметно-развивающая.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования.

Роль детских объединений как фактора социализации детей Задача социализации ребенка в настоящее время является одной из наиболее важных для любого государства. Особенно важной данная проблема.

Роль физминуток в социализации детей в условиях интеграции Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить.

Роль семьи в воспитании и социализации детей Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно.

Сообщение на педсовете: «Развитие эмоций и самосознания детей в процессе их социализации» О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное.

Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 13:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности социализации детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мишина (УИ 145914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД