Папки-передвижки

Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Евгения Лапшина
Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Составила: Евгения Александровна Лапшина, старший воспитатель Красновского детского сада «Солнышко» СП МАОУ Исетской СОШ № 2.

Педагогическая адаптация ребенка к ДОО представляет собой процесс вхождения и активного приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности.

Интегральным показателем, наиболее часто используемым для оценки состояния внутренних детерминант адаптивного процесса, являются характеристики функционирования центральной нервной системы, играющей ведущую роль в организации адаптивных процессов (Т. Д. Лоскутова, Н. Н. Данилова, Н. В. Дубровинская, М. М. Безруких). Показатели функционирования отдельных психических процессов и общие показатели интеллектуального развития дошкольников также часто используются в качестве мерила эффективности адаптационной деятельности (И. Е Дремина, С. Р. Гарипова, М. В. Кириенко, И. Ю. Резванова, О. В. Украинец).

Публикация «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

В исследованиях адаптации дошкольников к различным типам образовательных учреждений или инновационных программ нередко используются показатели уровня тревожности детей (С. И. Калинин, В. А. Петченко, Е. В. Иванова, самооценки (М. И. Лисина, А. И. Сильвестру, А. В. Морозова) и характеристики социальных отношений ребенка в коллективе (Т. А. Репина, Р. К. Терешук, Т. П. Авдулова, А. Н. Поддьков, С. В. Чернобровкина, О. В. Гундарева).

И. В. Лимонова предложила критерии социально-культурной адаптации детей двух-трех лет : эмоции (эмоциональный, интерес (мотивационный, поведение (поведенческий, деятельность (деятельностный).

Таким образом, можно выделить следующие критерии и показатели адаптации дошкольников :

1. Эмоциональный: эмоциональный комфорт (дискомфорт, преобладание положительных (радость, удивление, интерес) или отрицательных (скука, злость, страдание) эмоций в течение дня.

2. Мотивационный: проявляет интерес к предметной среде ДОО, к предметной деятельности.

Поведенческий: принимает правила ДОО и выполняет их.

Деятельностный: включается в различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную, самообслуживание.

Исходя из специфики процесса адаптации, можно выделить ряд критериев адаптации ребенка к ДОО :

1. Физиологический. Снижение заболеваемости в течение первых месяцев пребывания в ДОО; отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья; хорошее самочувствие; умеренная утомляемость; привыкание к новому режиму дня; нормализация сна и аппетита.

2. Когнитивный. Овладение навыками игровой и учебной деятельности; познавательная активность; соответствие уровня познавательного развития возрастной норме.

3. Личностный. Отсутствие эмоционального дискомфорта; адекватная самооценка; умеренная тревожность.

4. Социальный. Принятие в группе сверстников; хорошее эмоциональное самочувствие в процессе общения; владение навыками общения; доброжелательное отношение к сверстникам.

5. Поведенческий. Усвоение правил поведения на занятиях и в процессе общения; овладение культурными нормами; отсутствие агрессивных тенденций.

Диапазон возможностей адаптации дошкольников в новых условиях достаточно широк. Л. В. Мокшанцевой выделяется 3 основные группы адаптивного поведения, для которых характерны определенные поведенческие и эмоциональные реакции.

Первая группа – группа легкой, или благоприятной, адаптации. Период легкой адаптации длится около 7 дней. У детей в это время могут наблюдаться незначительные психосоматические расстройства, которые быстро проходят. В первые дни при выполнении режимных моментов дети обычно капризны, но в группе достаточно активны, несмотря на некоторую растерянность. Для детей группы легкой адаптации характерны положительные эмоциональные реакции на сверстника: они радуются при появлении определенного ребенка, могут дотрагиваться до сверстника, стремятся рассмотреть его, огорчаются, когда за ребенком приходят родители или когда их друзей не приводят в группу.

У таких детей достаточно быстро налаживается контакт с воспитателем. Малыши с удовольствием выполняют его просьбы, не стесняясь, обращаются за помощью и адекватно реагируют на поручения педагога; активно стараются вовлечь взрослых в свою деятельность.

Вторая группа – адаптация средней тяжести, или средне-благоприятная адаптация. Негативные изменения в поведении ребенка и в общем его состоянии выражены ярче, и привыкание к новым социальным условиям длится дольше – от 2 недель до 1 месяца. Малыш уже не может так быстро справиться со стрессом, вызванным переменами в его жизни, как дети первой группы. Более напряженными и фиксированными являются его реакции в ситуации расставания с близким человеком (малыш цепляется за маму и горько плачет). В группе ребенок продолжает плакать, постоянно зовет маму, просится домой, ходит за педагогом, беспокоится и постоянно спрашивает, когда за ним придут. В течение дня такой малыш пассивен и малоподвижен. У детей с адаптацией средней тяжести могут наблюдаться соматические реакции (рвота, аллергии, жалобы на головную боль или боль в животе и др., которые исчезают только через 2–3 недели от начала их появления. Постепенно дети начинают привыкать к окружающей обстановке, обращать внимание на новые игрушки. Они включаются на непродолжительное время в групповые игры, организованные взрослым, хотя и быстро теряют к ним интерес. Общение с другими детьми в этот период неустойчивое. В совместной игре дети часто используют только одно игровое действие, и такая игра не продолжительна. Малыши часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложение поиграть, но не стараются вовлечь его в свои занятия.

Третья группа – группа тяжелой адаптации или неблагоприятная. При тяжелой адаптации наблюдаются поведенческие нарушения, которые выражаются, прежде всего, в полярности проявлений: ребенок или подавлен, или сильно возбужден. В режимных моментах возникают сложности: у детей резко меняется пищевое поведение (снижается аппетит, возможен полный отказ от еды, малыши плохо засыпают, капризничают. Дети постоянно зовут маму, спрашивают, когда она придет, требуют у воспитателей ее позвать. Разлука и встреча с близкими проходят очень бурно и сопровождаются слезами и цеплянием.

По отношению к сверстникам эти дети пассивны: они не проявляют инициативы во взаимодействии, у них редко наблюдаются подражательные действия. Улучшение состояния ребенка при тяжелом варианте адаптации проходит очень медленно – в течение 2–3 месяцев.

Т. В. Костяк выделила 4 типа детей в зависимости от адаптации.

К 1 относятся открытые, общительные, активные, эмоциональные дети, обладающие адекватно высокой самооценкой и притязаниями. Их отличает доброжелательность, доверительное отношение к окружающим, позволяющее произвольно выстраивать взаимоотношения как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми. Дети обладают невысокой степенью агрессивности, низкой тревожностью часто лидируют. Они легко приспосабливаются к новым условиям, успешно справляются с заданиями, однако чувствительны к оценке и отношению значимого взрослого.

Ко 2 относятся тревожные дети с неадекватной самооценкой, отличающиеся эмоциональностью и направленностью на общение. Их объединяет низкий статус в группе и изолированность. Они чувствительны к мнению окружающих. Опасаясь насмешек, они сводят контакты к минимуму. Редко идут на конфликт, легко признают вину. Риск дезадаптации.

К 3 относятся дети с неадекватно завышенной самооценкой и нереалистично высокими притязаниями. Они стремятся к доминированию среди сверстников любой ценой, однако часто оказываются некомпетентными и не получают признания, что усиливает их демонстративность и приводит к агрессии. Стремятся быть в центре внимания, нарушают дисциплину. Трудности в адаптации связаны с проблемами принятия норм и правил.

К 4 относятся дети с заниженной самооценкой, внутренней напряженностью, беспокойством. У многих внутриличностные конфликты. Раздражение и тревога выплескивается в виде агрессии. У них возникает зависть, злоба.

По манере поведения при поступлении в дошкольное учреждение Р. Р. Калинина условно разделила детей на три группы.

Большая часть первой группы детей резко негативно и стремительно выражают свою позицию к тому, что происходит: очень громко хнычут, царапают всех, кусаются, щиплют тех, кто находится поблизости. Они, то упрашивают взрослого, чтобы те их взяли на руки, то убегают к двери, со злостью раскидывая игрушки. Устав от своих выходок, ребёнок способен неожиданно уснуть, где бы он не находился, и несмотря на то, в какой позе, чтобы через несколько мгновений с новой силой продолжить вопль до хрипоты. Ребята данного возраста адаптируются в течение месяца.

Вторая группа – малочисленная, в которую входят всего 2–3 малыша, которые после разлуки с матерью закрываются в себе, бывают излишне напряжены. У них мало сил, которых хватает лишь на то, чтобы совершить ряд шагов от входа в сторонку и забиться в самом ближнем уголке, отрешившись абсолютно от всего. Такие ребята, будучи в состоянии срыва, едва ограничивают плач, сидят, глядя в одну и ту же точку, не играют с другими детьми и кушают. Они безмолвны, никак не обращают внимания на слова окружающих, не хотят ни с кем общаться. И только лишь при встрече с мамой оживают. Адаптация подобных детей продолжается два–три месяца, проходит весьма трудно. Характер и продолжительность адаптационного этапа находится в зависимости от индивидуальных отличительных черт ребёнка. Робкие, закрытые, боязливые дети сложно переносят разлуку с матерью, наиболее продолжительное время свыкаются, нередко переносят болезни.

В третью группу можно отнести коммуникабельных, компанейских детей. В первый день прибытия в детский сад малыш совершенно никого не боится, здоровается со старшими, смеется и берет в собственные руки инициативу на установление контакта с ними. Он информирует, что прибыл к ребятам в гости, несмотря на то, что он не смотрит в их сторону, а весь сосредоточен на взрослом. Вся его внутренняя энергия ориентирована на презентацию себя как индивидуальности. Он торопится всем поведать, какие у него дома красивые и необычные игрушки, собачки и птички, какая у него большая сестра. Весь день он говорит о своём доме и семье, о том, где был, что видел. Он с наслаждением показывает собственные мастерства: без помощи других кушает, раздевается и ждет достойной хвалы, хотя лишь балуется с едой, а, лёжа в кровати, не выпускает воспитателя из поля зрения, однако подобная идиллия продолжается недолго (около двух-трех суток).

Таким образом, выделяют различные варианты адаптации дошкольников к образовательному учреждению, которые проявляются в наборе показателей.

В ходе комплексного исследования Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять недель).

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону:

1. Фаза «протеста». В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.

2. Фаза «отчаяния». Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.

3. Фаза «отчуждения». Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение нарушается: ребенок становиться непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле родителей, страшится отпустить их. Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему стремлению «цепляться» за мать.

Психолого-педагогические условия успешной адаптации дошкольников к ДОО :

1. Согласованность работы всех специалистов ДОО: педагога, социального педагога, медицинского работника, воспитателей.

2. Системность и планомерность работы по педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОО.

3. Осуществление комплекса мероприятий с целью профилактики дезадаптации у дошкольников.

4. Создание педагогически безопасной образовательной среды ДОО.

5. Обеспечение педагогической грамотности воспитателей.

6. Личностно-ориентированная форма общения педагога с воспитанниками, обеспечивающая педагогическую защищенность ребенка и его всестороннее развитие.

7. Рациональная организация педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.

Модель психолого–педагогической работы с адаптирующимися дошкольниками в ДОО должна строиться с учетом определенных требований, среди которых:

– создание целостного подхода к анализу развития ребенка в условиях образовательного учреждения определенного типа;

– своевременное предупреждение возможных трудностей в развитии, обусловленных индивидуально–педагогическими особенностями ребенка;

– обеспечение контроля за психолого–педагогическими условиями, способствующими сохранению педагогического благополучия дошкольника;

– предупреждение возможных нарушений у детей при их переходе на следующую стадию развития;

– создание благоприятного педагогического климата в образовательном учреждении;

– оптимизация взаимоотношений субъектов образовательного пространства.

Успешность педагогической адаптации детей к дошкольному учреждению во многом зависит от отношения воспитателя, его педагогической позиции и профессиональных возможностей. Поэтому важным условием предупреждения нарушений адаптации и развития личности детей в этот период является сотрудничество педагогического персонала и специалистов педагогической службы при четком различении их функциональных обязанностей и приоритетов. Основными принципами совместной работы психолога с педагогическим персоналом дошкольного учреждения в целях профилактики трудностей адаптации дошкольников к детскому саду являются :

– взаимодополняемость позиций психолога и педагога в решении проблем адаптации ребенка к новым условиям, их сотрудничество на всех этапах работы;

– формирование целостного взгляда на развитие личности ребенка в образовательной среде;

– соответствие профессиональных целей и ценностей, выходящих за рамки специализации сотрудников дошкольного учреждения;

– совместное проектирование развивающей среды, предоставляющей благоприятные условия для успешной адаптации каждого ребенка к детскому саду;

– организация конструктивного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми.

Психолог дошкольного учреждения помогает воспитателям в оценке эмоционального состояния детей в группе, изучении процесса их коммуникации со взрослыми и сверстниками, создании необходимых условий для успешной адаптации детей к новой ситуации. Кроме того, он оказывает методическую помощь педагогам в подготовке и реализации индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка.

Основными задачами работы педагога в период адаптации детей к дошкольному учреждению являются:

– создание атмосферы доброжелательности и принятия, на основе которой выстраивается и реализуется конструктивное сотрудничество ребенка с педагогом и сверстниками в процессе привыкания дошкольников к детскому саду;

– обеспечение вхождения в коллектив детей с разными индивидуальными и личностными особенностями;

– создание условий для интеллектуального развития детей, наблюдательности и практических действий, расширение кругозора;

– создание условий для формирования навыков общения, повышение коммуникативной и социальной компетентности детей;

– развитие психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения (зрительно-моторной и слухо-моторной координации, сенсорных анализаторов, речевого аппарата, мышц руки, ориентации в пространстве и во времени, восприятия и воспроизведения ритма и так далее);

– отслеживание динамики овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

При реализации данных задач педагогу необходимо создавать ситуации успеха для всех детей вне зависимости от уровня их адаптации к дошкольному учреждению. Это предполагает знание их индивидуальных особенностей и возможностей, выявляемых как в самом процессе жизнедеятельности, так и при помощи специальных психодиагностических процедур, входящих в компетенцию педагога. Помимо этого воспитатель применяет разработанные педагогом рекомендации по предупреждению трудностей адаптации дошкольников.

Для обеспечения благоприятных условий адаптации дошкольников к детскому саду важную роль играет конструктивное взаимодействие всех взрослых, принимающих участие в их воспитании и обучении. Эффективность психолого-педагогических воздействий во многом зависит от того, готовы ли родители сотрудничать с дошкольным учреждением в целях сохранения и укрепления педагогического благополучия ребенка. При поступлении дошкольника в детский сад необходимо определить взаимные обязательства специалистов и родителей, уточнить правила и требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, а также заручиться поддержкой родителей на случай возникновения сложных ситуаций, связанных с привыканием ребенка к новым условиям.

Совместное влияние образовательной и семейной среды на процесс развития дошкольника является важнейшим условием повышения его личностного потенциала и выработки продуктивного жизненного стиля. Необходимость уравновешивания требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду, продиктована тем, что противоречивость транслируемых взрослыми норм ведет к нарушениям в развитии личности и формированию негативных вариантов социализации дошкольников, снижает их адаптационные возможности. Многие родители формально относятся к воспитанию своих детей, не видят их индивидуальности, недооценивают важность совместных переживаний в процессе семейного взаимодействия, поэтому актуальной задачей педагогического коллектива и педагогической службы дошкольного учреждения являются повышение педагогической культуры родителей, информирование их о возрастных и индивидуальных особенностях их детей, а также о причинах возникновения отклонений в развитии дошкольников, многие из которых коренятся в семье.

Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение, включает следующие направления:

– педагогическое и педагогическое просвещение;

– проведение семинаров, диспутов по актуальным проблемам возрастного развития детей, методам воспитания, умению разрешать конфликты;

– проведение социально–педагогических тренингов;

– семейное консультирование;

– семейную психотерапию.

Таким образом, особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада проявляются в положительном эмоциональом состоянии ребенка, в хорошем физическом самочувствии, успешных контактах с детьми и воспитателей и отсутствии нервно-психических расстройств.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 3 мая 2020 в 17:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Лапшина (УИ 527882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД