Папки-передвижки

Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования

Людмила Фомина
Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтактический активности как предпосылки обучения грамоте (1). Дошкольное образование никогда не ставило своей целью научить детей читать и писать в детском саду. Современные дети рано овладевают информационными технологиями даже с пятилетнего возраста, они пользуются планшетами, компьютерами, мобильными телефонами. И можно так громко сказать – жизнь заставляет их рано учиться читать. Это уже потребность самого ребенка и дошкольник ставит задачу перед родителями и педагогами научить его читать. Если систематично и системно проводилась работа по звуковой культуре речи в детском саду с младшего возраста, дети проявляют интерес к буквам, спрашивают педагогов, как прочесть слово, как называется буква, легко могут прочесть слово, если встретились знакомые буквы, составляют слова из слогов в специально организованных дидактических играх. Играя, дети обучаются грамоте.

Публикация «Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Основные задачи подготовки к обучению грамоте состоят в обучении детей составлять предложения из двух-четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух-трехсложные слова с открытыми слогами и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке. (4 с. 166).

В современном детском саду большое значение придается развивающей среде в группе, созданию условий для поддержания интереса ребенка к овладению грамотой. Наглядные пособия, игры, настольно-печатные издания, художественная литература позволяют ребенку в совместных играх, организованной учебной деятельности овладевать печатным словом, знакомиться с буквами, слогами, вести разговор со сверстниками и упражняться в разговорной речи. В подготовительной к школе группе дети должны: «Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в словосочетании с естественными интонациями» (3. с. 165).

Опыт практических педагогов показывает, что если детям в детском саду одновременно при знакомстве со звуком давать название буквы, ее печатный вариант, они легко научаются читать. При знакомстве со звуком и буквой используются разнообразные приемы : найти картинку, где есть определенный звук, найти в словах букву, подчеркнуть в тексте знакомую букву, нахождение букв по клеточкам по команде педагога (шаги вправо-влево, вверх-вниз) с записью букв у себя в тетради, дописать букву, где отсутствуют какие-нибудь элементы, образовать из слогов новое слово и др. В школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребенка уже сформированного восприятия звучащей речи, четких знаний о звуковом строении слова как основной единице языка. Предшкольная подготовка будет являться фундаментом в овладении грамотой.

Проблема начальной школы после прохождения азбуки и овладение чтением – дети не хотят читать. Детскую книжку заменяют компьютерные игры, а отнюдь не чтение. Родители заставляют ребенка читать, не понимая, почему он с неохотой это делает. А приучать к чтению необходимо с дошкольного детства. История педагогики говорит нам о том, что мамы и бабушки, воспитывая детей рассказывали сказки, напевали колыбельные песни, а ребенок впитывал прекрасное звучание родного языка буквально с пеленок. Совместное со взрослым чтение вслух должно быть до окончания начальной школы. Методов может быть очень много, например, чтение поочередно со взрослым, придумывание окончания рассказа, и после чтения обсуждение, как это произошло у автора книги и пр. Классическая детская литература дает хорошие примеры воспитания нравственности, порядочности, справедливости. Чтение художественной литературы должно приносить ребенку положительные эмоции и стимулировать желание самому научиться читать.

Следовательно, грамотно построенный образовательный процесс в детском саду по подготовке к обучению грамоте принесет позитивные результаты в начальной школе.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. - Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом) : Пособие для воспитателя детского сада. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва: «Просвещение». – 1983.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд. Испр. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада : под редакцией Ф. А. Сохина. – Москва: «Просвещение», 1976.

Публикации по теме:

«Колобок на новый лад» — совместная деятельность с родителями в свете требований ФГОС Колобок на новый лад Сценарий совместной театральной деятельности детей. Родителей. педагогов с элементами здоровье сберегающих технологий.

Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС По теме: «Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС» Составитель : Крушинских Ольга.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников «Шумовые баночки» 3-4 года Цель:упражнять в определении на слух предметы (вид крупы) Оборудование : металические баночки с крупами: рисом,.

Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.

Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Подразделение.

Особенности проектирования развивающей предметно — пространственной среды с учетом ФГОС дошкольного образования Мышкина Ирина Александровна Воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» Особенности проектирования развивающей предметно – пространственной среды с.

Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования 2 слайд В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования.

Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников 5–7 лет на логопедическом пункте. Постановка и закрепление звука «Р» 1 слайд: Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников на логопедическом пункте. 2 слайд: Постановка и закрепление звука "Р" на логопедическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 11 июля 2016 в 11:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Фомина (УИ 740892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД