Людмила Фомина
Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтактический активности как предпосылки обучения грамоте (1). Дошкольное образование никогда не ставило своей целью научить детей читать и писать в детском саду. Современные дети рано овладевают информационными технологиями даже с пятилетнего возраста, они пользуются планшетами, компьютерами, мобильными телефонами. И можно так громко сказать – жизнь заставляет их рано учиться читать. Это уже потребность самого ребенка и дошкольник ставит задачу перед родителями и педагогами научить его читать. Если систематично и системно проводилась работа по звуковой культуре речи в детском саду с младшего возраста, дети проявляют интерес к буквам, спрашивают педагогов, как прочесть слово, как называется буква, легко могут прочесть слово, если встретились знакомые буквы, составляют слова из слогов в специально организованных дидактических играх. Играя, дети обучаются грамоте.
Публикация «Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основные задачи подготовки к обучению грамоте состоят в обучении детей составлять предложения из двух-четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух-трехсложные слова с открытыми слогами и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке. (4 с. 166).
В современном детском саду большое значение придается развивающей среде в группе, созданию условий для поддержания интереса ребенка к овладению грамотой. Наглядные пособия, игры, настольно-печатные издания, художественная литература позволяют ребенку в совместных играх, организованной учебной деятельности овладевать печатным словом, знакомиться с буквами, слогами, вести разговор со сверстниками и упражняться в разговорной речи. В подготовительной к школе группе дети должны: «Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в словосочетании с естественными интонациями» (3. с. 165).
Опыт практических педагогов показывает, что если детям в детском саду одновременно при знакомстве со звуком давать название буквы, ее печатный вариант, они легко научаются читать. При знакомстве со звуком и буквой используются разнообразные приемы : найти картинку, где есть определенный звук, найти в словах букву, подчеркнуть в тексте знакомую букву, нахождение букв по клеточкам по команде педагога (шаги вправо-влево, вверх-вниз) с записью букв у себя в тетради, дописать букву, где отсутствуют какие-нибудь элементы, образовать из слогов новое слово и др. В школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребенка уже сформированного восприятия звучащей речи, четких знаний о звуковом строении слова как основной единице языка. Предшкольная подготовка будет являться фундаментом в овладении грамотой.
Проблема начальной школы после прохождения азбуки и овладение чтением – дети не хотят читать. Детскую книжку заменяют компьютерные игры, а отнюдь не чтение. Родители заставляют ребенка читать, не понимая, почему он с неохотой это делает. А приучать к чтению необходимо с дошкольного детства. История педагогики говорит нам о том, что мамы и бабушки, воспитывая детей рассказывали сказки, напевали колыбельные песни, а ребенок впитывал прекрасное звучание родного языка буквально с пеленок. Совместное со взрослым чтение вслух должно быть до окончания начальной школы. Методов может быть очень много, например, чтение поочередно со взрослым, придумывание окончания рассказа, и после чтения обсуждение, как это произошло у автора книги и пр. Классическая детская литература дает хорошие примеры воспитания нравственности, порядочности, справедливости. Чтение художественной литературы должно приносить ребенку положительные эмоции и стимулировать желание самому научиться читать.
Следовательно, грамотно построенный образовательный процесс в детском саду по подготовке к обучению грамоте принесет позитивные результаты в начальной школе.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. - Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом) : Пособие для воспитателя детского сада. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва: «Просвещение». – 1983.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд. Испр. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада : под редакцией Ф. А. Сохина. – Москва: «Просвещение», 1976.