Папки-передвижки

Особенности воспитательного процесса

Ольга Мороз
Особенности воспитательного процесса

В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится, что стратегические цели образования неразрывно связаны с проблемами российского общества.

Программа модернизации российского образования в качестве основных приоритетных задач декларирует осуществление взаимодействия образовательной системы с достижениями науки, национальной культуры, отечественного спорта, общественными организациями, а также родителями и работодателями. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», «образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека» [31].

Публикация «Особенности воспитательного процесса» размещена в разделах

Опыт показывает, что эффективно решаются те педагогические проблемы, которые целостно и ценностно осмысливаются образовательной системой. Являясь неотъемлемой частью образовательной системы, воспитание предполагает всестороннее развитие личности человека, начиная с дошкольного образовательного учреждения, а далее в вузе — личности специалиста высокого уровня.

Воздействуя на ребенка различными педагогическими методами, система образования решает важнейшие задачи: формирование здорового образа жизни, воспитание духовности и высокой нравственности личности обучаемого, профессиональной ориентации, формирование коммуникативных способностей. Все эти качества важны для дальнейшей социализации человека в обществе.

Важнейшая образовательная и воспитательная роль в обществе в целом и образовательной системы в частности принадлежит культуре. В связи с этим в современной педагогике принято говорить о едином культурном пространстве, объединяющем образование и воспитание.

Под единым культурным пространством понимается такая культурная среда, с помощью которой осуществляется, сохраняется и поддерживается взаимодействие людей для удовлетворения культурных потребностей, формирования и воспитания их нравственных, гуманистических интересов, для создания и сохранения законов красоты и гармонии в обществе.

Единое культурное пространство через преемственность поколений связывает культурное наследие общества, весь его потенциал с ныне создаваемым культурным богатством, тем самым обеспечивая многообразие национальных и этнических культур, их взаимодействие на основе интеграционных процессов, создаются условия для культурной реализации и идентификации каждого человека.

С точки зрения создания единого культурного пространства, функции образования многообразны:

• гуманитарная – оказать помощь человеку в его духовном становлении, обретении собственной культурной самобытности;

• социальная — обеспечить посредством образования естественный процесс взаимодействия и смены поколений, преодолеть противоречия между поколениями, оздоровить социальную среду, создать условия для комфортного вхождения молодежи в культурную жизнь общества;

• культурно-созидательная — через систему образования мы сохраняем и передаем культурные ценности, развиваем собственную культуру, воспитываем человека национальной культуры, обеспечиваем процесс культурной идентификации личности: самоопределение, вхождение в мир культуры, выбор и присвоение культурных ценностей, образа жизни, соответствующего определенным культурным нормам.

Важнейшее направление взаимодействия образовательной и воспитательной составляющих в едином культурном пространстве осуществляется на основе результатов мониторинга и социально-психологической диагностики, проводимых аналитическими центрами с широким привлечением к работе педагогов-практиков.

Сущность воспитания заключается во введении молодого человека в мир культурных ценностей, через осмысление которых он создает собственный жизненный проект, выбирает индивидуальную нравственную жизненную траекторию.

Воспитательная система в учреждении образования любого уровня должна обеспечивать условия заинтересованного вхождения учащегося в эту среду, присвоения ее ценностей как своих, личностно значимых. Для этого нужны как процессуальные механизмы, так и системное знание, позволяющее обучающемуся стать культурным человеком.

В настоящее время современное образование стоит перед необходимостью внесения коррективов в некоторые цели образования. Об этом свидетельствуют такие факты, как снижение интеллектуального уровня населения, распространение в ученической сфере пассивности, резкий спад интереса к учебе, рост преступности среди детей и подростков. Вследствие этого возникает вопрос о том, какие именно изменения нужны системе образования. Для определения направления действий необходимо выяснить причины несовершенства существующей системы образования. Многочисленные исследования показывают, что эта причина кроется в традиционной парадигме образования. Она заключается в организации учебного процесса, нацеленного на передачу учащимся готовых знаний без личного участия самого обучаемого, не опираясь на его логическое, проблемное и критическое мышление. Такое «традиционное» образование не уделяло достаточного внимания гуманистической природе развивающей деятельности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Кроме этого, такая система образования носит декларативный, а не деятельностный характер. Педагогами же установлено, что знания могут стать убеждениями только через собственную и творческую деятельность обучаемого. Важно также учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности ребенка. Таким образом, определяются два направления в изменении целей образования:

- переориентация образования на развитие логического, критического, проблемного мышления;

- гуманитаризация образования;

- деятельностный характер образования;

- личностно-ориентированное образование.

Целью, субъектом образования является сам человек, который является предметом воспитания и образования. В рамках традиционного подхода цель образования определяется как воспитание «всесторонне и гармонично развитой личности». Современная парадигма образования в качестве приоритетной выдвигает задачу создание творческой личности, способной критически мыслить, формировать убеждения на основе собственной творческой и осознанной деятельности.

Каким же должен быть образованный человек с точки зрения современного, гуманистического подхода? Формирование каких качеств является целью образования сегодня?

Современного человека принято называть «человеком культуры». Основные характеристики человека культуры:

- внутренняя свобода;

- духовность ( основные компоненты: рефлексия (самооценка) и убеждения, стремление к идеалу);

- гуманность;

- креативность – способность к творчеству;

- адаптивность (приспособленность к гармоничным взаимоотношениям в социуме);

- высокая коммуникативность.

Для достижения цели создания человека культуры необходимы три системообразующие процесса :

1) субъективность (осмысление человеком себя как субъекта истории, культуры, собственной жизни);

2) культурная идентификация (принятие человеком ценностей культуры);

3) самореализация (успешное применение своих знаний, умений, навыков, интересов, склонностей и способностей).

Современная система образования должна обеспечивать необходимые условия для эффективного протекания этих процессов личностного развития учащихся на основе устойчивых компонентов их деятельности: норм и правил поведения и общения как ценностных ориентаций.

Воспитание – это социальное, направленное создание условий для усвоения новым поколением общеисторического опыта с целью подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Важнейшая функция воспитания – передача молодежи накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование. На образование возложена роль формирования системы научных и культурных ценностей. В буквальном смысле слово «образование» означает создание образа, некую завершенность воспитания на определенной возрастной ступени развития. В этом смысле образование трактуется как результат усвоение человеком опыта поколений в виде знаний, умений и навыков.

Смысловым ядром образования является обучения — процесс передачи и усвоения опыта поколений через непосредственное взаимодействие педагога и обучаемого.

Современная трактовка воспитания предполагает активное участие субъекта в процессе жизнедеятельности, впитывающего (воспитание — от слова «впитывать») образцы духовной культуры человечества. Образование есть процесс создания собственного, уникального образа «я», усваивающего, впитывающего опыт культуры. Таким образом, образование и воспитание есть неразрывные процессы саморазвития, собственного строительства развивающейся личности.

Новые задачи обучения и воспитания на современном этапе появились также в связи с вхождением России в единое мировое образовательное пространство. По этой причине воспитание убежденной личности видится особенно актуальным. Сегодня приоритетной задачей становится воспитание духовности, т. е. формирование духовного мира человека. Другими словами, современный человек должен быть не хранилищем суммы накопленных знаний, умений и навыков, а индивидуальностью, самобытной уникальностью, т. е. оригинальным «образом человеческим» должна быть личность. В этом смысле образование является главной педагогической категорией.

Не менее важной педагогической категорией является также развитие личности. Развитие – это и психологическое, и педагогическое понятие. Развитие – процесс качественного изменения личности, ее сознания и способов освоения мира через мышление и деятельность. Показатели развития — активность, самостоятельность в освоении культуры. Количественно динамика показателей развития определяется уменьшением меры помощи со стороны обучающего.

Каково соотношение образования и развития? Существуют три точки зрения на этот вопрос:

1) Развитие осуществляется независимо от образования. Образование и развитие – это два самостоятельных процесса.

2) Развитие в процессе обучения первично, обучение опирается на развитие, т. е. состояние и результаты развития используются для решения задач обучения.

3) Обучение и развитие тесно взаимосвязаны. Опираясь на результаты развития, обучение влияет на его ход и может активно вести за собой развитие. Обучение – главный развивающий фактор. Процесс развития происходит через обучение следующим образом: маленькие дети могут успешно справиться с заданиями для более старших при помощи взрослых, если в процессе задействовать зону ближайшего развития. Термин «зона ближайшего развития» введен в педагогическую практику Л. С. Выготским.

Согласно теории Л. C. Выготского, для успешного решения задачи необходимо участие двух зоны развития ребенка: зона активного развития — это те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладел и может пользоваться самостоятельно, и зона ближайшего развития — знания, умения, навыки, способы поведения и деятельности, которыми он должен овладеть в процессе обучения. Чтобы обучение было развивающим, надо ориентироваться на зону ближайшего развития (т. е. на высокую степень трудности обучения) [2]. Занижение планки приводит к снижению уровня заинтересованности в обучении, что делает весь процесс обучения менее эффективным. Этот принцип находит отражение во всех системах развивающего обучения (Занков JI.B., Эльконин Д. Б. и др.). С точки зрения педагогов и психологов, предметом развития являются внимание (Занков JI.B.) и различные виды мышления (критическое мышление — Давыдов В. В., теоретическое – Эльконин Д. Б. и др.).

В педагогике понятие «развитие» (М. Скаткин, И. Лернер) понимается в четырех аспектах:

• общее развитие — развитие ума, воли, чувств;

• всестороннее развитие — освоение субъектом различных видов деятельности;

• специальное развитие — развитие творческих способностей, индивидуального творческого потенциала, способностей в определенном (специальном) виде деятельности;

• общекультурное развитие – гармонизацию субъектных свойств личности (природных, социальных, культурных).

Таким образом, основными категориями современной педагогики становятся субъекты образовательной деятельности (ученик, педагог, их направленное и плодотворное взаимодействие и развитие. Отличительной особенностью современной педагогики является то, что она должна вернуть образование в контекст культуры, т. е. в единстве и гармонии реализовывать три субъектных свойства личности — природные, социальные и культурные.

Публикации по теме:

Работа с родителями как часть образовательного и воспитательного процесса с использованием нетрадиционных форм МКОУ «НШДС С. П. В-АКБАШ» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса» «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса в соответствии с ФГОС" В толковом словаре Ожегова.

Использование нетрадиционного пособия «Солнце» в условиях воспитательного и образовательного процесса Мастер — класс для воспитателей на тему: «Использование нетрадиционного пособия "Солнце" в условиях воспитательного и образовательного процесса».

Организация школьных экспедиций для улучшения учебно-воспитательного процесса в школе Актуальность: в настоящее время многие образовательные учреждения проводят интересную работу по изучению природы, исторического прошлого.

Особенности организации педагогического процесса в ДОУ Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных.

Планирование воспитательного-оздоровительного процесса в летний период в средней группе Месяц: ИЮНЬ Неделя (сроки): I(с 1по 5 ИЮНЯ) Тема недели: «Здравствуй, лето!» Цель:. - Закреплять представления детей о сезонных изменениях,.

Протокол родительского собрания во втором классе «Организация учебно-воспитательного процесса» Протокол родительского собрания №1 2 «а» класса Дата проведения собрания: 14 сентября 2017 года Классный руководитель: Мочалова Татьяна.

Развитие речи как одна из главных задач воспитательного процесса Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи».

Реализация воспитательного-образовательного процесса на основе непрерывного образования эколого-патриотической направленности .

Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста» Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности воспитательного процесса
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 14:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД