МААМ-картинки

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений

Ольга Рузманова
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений

Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.

В настоящее время чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. В школе у них часто возникают проблемы с написанием сочинений и анализом произведений.

Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, придуманных автором.

Публикация «Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений» размещена в разделах

На основании исследований педагогов и психологов Л. М. Гурович выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.

Младшая группа (3-4 года).

В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации.

Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п.).

Средняя группа (4-5 лет).

Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые скрытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Например, главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» они оценивают положительно, потому что девочка любила своих животных, но не замечают при этом ту лёгкость, с которой она меняла своих питомцев на новых. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем ранее.

Старшая группа (5-6 лет).

В этом возрасте дошкольники в какой то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями.

У воспитанников старшей группы появляется сознательное отношение к авторскому слову. Воспринимая литературные произведения в единстве содержания и формы, ребёнок может осознать словесный образ и отнестись к нему как к авторскому приёму.

Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видеть и некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь ребёнок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.

Эмоциональное отношение к персонажам перестаёт быть чисто субъективным и зависит от того, как ребёнок оценивает поступки героя, становится более адекватным авторскому замыслу.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой.

Для эффективного восприятия детьми художественной литературы педагогу необходимо провести анализ произведения, который включает:

1) анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности);

2) анализ структуры и содержания.

Публикации по теме:

Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками» Анализ литературных произведений с детьми. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.

Особенности восприятия информации детьми Особенности восприятие информации детьми Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды. Иммануил Кант Дошкольное.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Пересказ литературных произведений Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО "ВПК" Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 22:05
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рузманова (УИ 896461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД