МААМ-картинки

Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Из опыта работы

Хребет Лариса Станиславовна
Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Из опыта работы

Ребёнок четвёртого года жизни способен эмоционально откликнуться на музыку, воспринять её общий характер, настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки малыш ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое-либо одно, чаще всего темп, реже – тембр или динамику.

Публикация «Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста, Из опыта работы» размещена в разделах

На пятом году жизни дети могут слышать большее количество средств музыкальной выразительности – сначала два (чаще всего темп и тембр или темп и динамику, затем три и более.

Дети старшего возраста способны осознанно воспринимать музыкальную речь, самостоятельно определять жанровую основу произведения, его характер. Они чувствуют трёх- и четырёхчастную форму, музыкальную фразировку, более тонкие темповые и динамические изменения, ладовую окрашенность.

Самые музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятия.

В соответствии с возрастными особенностями я подбираю и репертуар. Это могут быть, как например, "Кукушка" Л. Дакена, "Куры и петухи" К. Сен-Санса, "Маленький беленький ослик" Ж. Ибера, "Кузнечик" С. Слонимского, так и крупные и достаточно сложные произведения – "золотой фонд" мировой музыкальной культуры : "Весна" и "Осень" А. Вивальди, "Весенняя" и "Маленькая ночная сере-нада" В. А. Моцарта, "Подснежник" П. И. Чайковского, "Полька" и "Вальс-шутка" Д. Шостаковича. Но в этом случае задачи облегчаются. Так, "Осень" А. Вивальди из цикла "Времена года" (1-я часть) дети слушают как "очень красивую музыку про осень".

Учитывая, что объём внимания, память у малышей ещё не устойчивы, я в ходе одного занятия предлагаю одну-две миниатюры или одно сочинение крупной формы, с обязательным повторным прослушиванием миниатюр или фрагмента (фрагментов) крупных произведений. Музыкальные произведения-миниатюры прослушиваются на двух-трёх занятиях, произведения крупной формы (камерная, симфоническая музыка) – на четырёх-пяти.

Через какой-то отрезок времени по выбору ребят или моему возвращаемся к ранее прослушанным произведениям.

На занятиях по слушанию музыки с детьми пятого, шестого года жизни уделяю внимание анализу мелодии – основного выразительного средства музыки, ставлю задачу услышать и узнать тембр того или другого знакомого инструмента.

Тембр – одно из важнейших средств музыкальной выразительности. С его помощью можно отделить части произведения друг от друга, усилить и ослабить контрасты, выделить мелодию, аккорд, бас, придать им особый смысл. Восприятие тембровых характеристик музыкального произведения помогает детям понять содержание музыкального художественного образа, обогащает их музыкальное восприятие, делает его более эмоциональным.

Дети старшего возраста способны слышать и узнавать тембр скрипки в "Менуэте" Л. Боккерини, клавесина в "Кукушке" Л. Дакена, "Курице" Ж. Ф. Рамо.

Ознакомление с инструментами симфонического оркестра – это уже тема занятий в конце года. Для прослушивания предлагается симфоническая сказка "Пе-тя и волк" С. С. Прокофьева.

Знакомство с жанрами начинаю с прослушивания близких детям и уже имеющихся в их музыкальном опыте маршей, песен и танцев ("Трёх китов" по Д. Кабалевскому, но контрастных по характеру образа – например, "Марша деревянных солдатиков" П. И. Чайковского и "Марша" Ф. Шуберта или колыбельных П. И. Чайковского и Р. Паулса, Г. Свиридова. Или пьес близких по настроению: "Бабочки" Ф. Куперена и "Бабочки" Г. Шишкова.

Ряд музыкальных произведений после прослушивания использую в разделах: "Музыкальное движение" (К. Дебюсси "Кукольный кэк-уок"; П. И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", "Игра на детских музыкальных инструментах" (В. А. Моцарт – хор из оперы "Волшебная флейта"; Р. Леденёв "Дождь идёт"; В. Агафонников "Табакерка" и др.).

Дети обычно с удовольствием двигаются под музыку. Её настроение определяет эмоциональный характер движений. Двигаясь под музыку, ребёнок переживает её как процесс, имеющий начало, развитие, логическое завершение.

Детям среднего дошкольного возраста доступны простые изобразительные движения – погладить, пожалеть воображаемого котёнка (А. Гречанинов "Котик заболел", покачать куклу ("Болезнь Куклы", которые они выполняют с большим удовольствием.

Дети старшего возраста более свободно владеют своим телом, чем младшие ребята (дети среднего возраста, и двигательно активны. Они могут передать в произведении "Кукла выздоровела" прыжки, хлопки, подскоки.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста» Всем известно, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Наглядное пособие «Такая разная бумага» для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаНаглядное пособие «Такая разная бумага» для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Сегодня хотелось бы познакомить Вас с новинками в развивающей среде нашей группы. Для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Из опыта работы
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 14:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности восприятия классической музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Хребет Лариса Станиславовна (УИ 908752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных