Бондарь Любовь Васильевна
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия предметов и явлений природы детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия предметов и явлений природы
детьми старшего дошкольного возраста.
(консультация для воспитателей)
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности восприятия предметов и явлений природы детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети шестого года жизни уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделять отдельные характеризующие его признаки: «Осень – потому что тучи на небе»; «солнышко не греет»; «листики падают». Конечно, прежде всего дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами: «Осень – потому что мы листиками красивыми играем».
Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений : «Птички улетают, потому что им холодно, только воробьи остаются, потому что привыкли». Часто в этом возрасте малыши объясняют явления неправильно, путают причину и следствие: «Холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет». И всё же им доступно не только понимание некоторых причин изменений, происходящих в природе, зависимости их от других явлений : «Холодно – вода замёрзла, тепло – лёд растаял», но и понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы. В возрасте 5-6 лет дети начинают подмечать сходство и различия предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления. Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года, рассказать о периодности развёртывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец: «В начале осени ещё тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы». Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщённого восприятия.
Дети седьмого года жизни обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказывания детей этого возраста становится раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, жизни животного и растительного мира. Дети 6-7 лет способны к классификации, группировке, легко выполняют такие задания: «Отбери картинки, на которых нарисованы перелётные (зимующие) птицы».
В этом возрасте обнаруживается более высокий уровень сравнения, дети сравнивают уже не только по контрасту, но и по сходству, делают это в правильной последовательности.
Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных, причинно-следственных связей и других отношений между предметами и явлениями.
Чтобы развитие мышления ребёнка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую роль в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создаёт видимость их лёгкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.