Екатерина Силивертстова
От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.
▼ Скачать + Заказать документы
В реальной жизни, которую мы проживаем каждый день, довольно часто сталкиваемся с проблемами, требующими срочного решения, конфликтами, мелкими неурядицами. Одних такие сложности вгоняют в ступор, другие наоборот начинают более активно включаться в процесс решения задачи, другие стараются ее не замечать. Возникает вопрос: “Почему одни люди могут легко справиться с трудностями жизни, а другие воспринимают их как нечто непреодолимое и опускают руки?”. Постараемся ответить на этот вопрос.
Публикация «От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос,» размещена в разделах
Приведем аналогию с подверженностью инфекционным заболеваниям: в классе могут находиться более 20-ти детей, но не факт, что абсолютно все заболеют, если в классе будет присутствовать носитель инфекции. Т. е. у психики, как и у нашего организма есть особый иммунитет, который защищает нас от вредоносных бактерий, инфекций, поддерживает наш организм здоровым.
Защитные механизмы психики служат для устранения или минимизации негативных, травмирующих переживаний. Эти переживания могут быть связаны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его представлений о себе и образа мира.
Развитие механизмов защиты и совладания, овладение необходимыми навыками для преодоления трудных жизненных ситуаций – важная и необходимая часть развития личности ребенка. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) у каждого ребенка формируется индивидуальный уникальный стиль адаптивного или защитного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессы повседневной жизни.
Существует мнение, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы (Грановская, Никольская, 1998; Гребенников, 1994):
- динамические особенности психики (например, темперамент);
- личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей;
- опыт отношений в родительской семье как пример разрешения жизненных ситуаций;
- хроническая психотравматизация личности.
Общая черта всех видов защиты – их независимость от сознательных желаний и намерений человека, поэтому можно наблюдать только их внешние проявления [Грановская, Никольская, 1998].
Помимо этого выделяют такое понятие, как: “копинг-ресурсы”, - относительно стабильные характеристики личности и среды, которые обеспечивают психологический фон для преодоления стресса, способствуя развитию конструктивных копинг-стратегий”. К личностным (внутренним ресурсам) относят: выносливость (фрустрационную толерантность, самооценка, способность к восприятию социальной поддержки, ролевая компетентность (успешность и компетентность в своих социальных ролях, эмпатия (способность воспринимать эмоциональные состояния другого человека). Средовыми (внешними) ресурсами будут являться все виды возможной помощи со стороны друзей, родных, родителей (если мы говорим о детях и подростках) и прочее.
К конструктивным способам совладающего поведения относятся следующие копинги:
- Самоконтроль;
- Поиск социальной поддержки;
- Принятие ответственности;
- Планирование решения проблемы;
- Положительная переоценка;
- Бегство (избегание).
Естественно, если есть конструктивные способы, то есть и диструктивные копинг-стратегии, способы поведения, которые не способствуют разрешению сложившейся стрессовой ситуации. Среди них выделяют: конфронтацию и дистанциирование. Конфронтация предполагает агрессивные попытки преодолеть стресс, а дистанциирование позволяет отстраниться мысленно от проблемы и смягчить остроту эмоциональных переживаний, что в последствии ведет к недооценке объективной ситуации.
В заключение хотелось бы отметить, дети и подростки главным образом копируют Нас - взрослых, родителей и педагогов, бабушек и дедушек, поэтому давайте будем бережно относиться к формированию конструктивных (“помогающих”) защитных механизмов психики, копингов, способов совладающего поведения. Мы может много рассуждать о терминах, и классификациях, рассуждать, почему подросток ведет себя так, а не иначе, но смысл остается прежним: “Любите своих детей, покажите им, что у любой проблемы есть решение, что Вы всегда рядом и сможете помочь, если от Вас это потребуется!”