Получи документы

От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни

Людмила Таюрская
От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребё нка Задачи этого возраста:

1. Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

2. Расширять активный словарь.

3. Формировать грамматический строй речи.

4. Развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Публикация «От пассивной речи к активной, Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни» размещена в разделах

5. Важное значение имеет ориентировки в окружающем. Нужно развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате этого развивается смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируют дидактически направленную деятельность. Это зависит от типа занятий: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками - рассматривание.

Наблюдения значительно расширяются и углубляются. Например, при наблюдении за транспортом (легковые, грузовые, автобусы и т. д.). Показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль и т. д.).

При наблюдении за живыми объектами детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками; как и что они едят, где живут. Например, птичка – у неё есть пёрышки, крылышки, клюв, на лапках коготки. Когда она ходит – коготки стучат, ходит она редко. Чаще птичка прыгает. Много летает. Когда летает, расправляет крылышки. Птичке дают зёрнышки, она их клюёт. Птичка живёт в гнёздышке.

На повторном занятии нужно активизировать речь детей. Следует задавать вопросы. При неполных ответах нужно дополнять речь детей.

В процессе наблюдение нужно констатировать не только то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей. Для развития речи используются картинки: с изображением отдельных предметов, предметов в действии и сюжетные. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Это закрепление имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых.

Занятия протекают по- разному. Водном случае следует рассказ воспитателя. В другом случае дети рассказывают что изображено, а воспитатель обобщает и также задаёт вопросы.

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Нужно привлечь внимание детей к картинке и читать текст или рассказывать своими словами. На следующих занятиях побуждать детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о том, что написано в книге. Книги способствуют установлением контактов как между взрослыми и детьми, так и между детьми. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствие. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять. Большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок, и др.

Особенно важно систематически организовать рассказывание. Вначале один и тот же рассказ повторяется несколько раз как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в два – три дня. Затем следует усложнение. Оно увеличивает количество действий, даётся более подробное описание отдельных персонажей; описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

Занятия с использованием сюжетных игрушек (кукол, животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь.

На таких занятиях, как правило, разыгрываются сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязных между собой, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъём после сна, кормление и т. д.). При развёртывании сюжетов даётся много названий разных предметов, показываются действия с ними и раскрываются их значения, а также закрепляются навыки детей в самообслуживании, нормы поведения.

На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре, музыкальных дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. Их обучают выполнять элементы различных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально – ритмические движения, возводить элементарные постройки). В результате накапливается словарь: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный. Закрепляются навыки, приобретённые ранее и формируются новые. Навыки, связанные с процессами приёма пищи, раздевания, одевания и т. д.

Наряду с называнием предметов детей учат обозначать словами различные действия с разными предметами – налить суп, чай, компот и т. д. Называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, тёплая); разные действия с одним предметом – застегнуть, расстегнуть пуговицу и т. д.

Во время одевания, умывания и др. детей приучают помогать друг другу, формируя положительные отношения между собой. В результате этого усваивается разнообразный словарь (не трогай это полотенце, оно Танино и т. д.). Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей. Во время игры дети произносят много различных слов.

Постепенно в сознании ребёнка слова отдаётся от действия. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают её в своей активной речи : «Поехал к бабушке… на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался… Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке…» В этот возрасте дети мало задают вопросам к взрослым. Поэтому надо больше ставить вопросов, обращённых и к детям, и к игрушкам. Это создаёт условия для подражания.

По-прежнему сохраняется приём поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф).

Необходимо внимательно следить за речью ребёнка. Если он говорит неправильно, его нужно остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи, как следует: голубок, а не губулёк. Повтори чё тко: голубок». В случае отказа настаивать не надо.

Для активизации речи побудительные слова, которые нацеливают ребё нка на высказывания: «Скажи, повтори, спроси, расскажи.» Важными являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Развитие речи у детей На этом этапе развитие ребенка, требуется самое пристальное внимание и родителей, и педагогов, и врачей. С третьего года жизни слово становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни
Опубликовано: 14 января 2014 в 05:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Таюрская (УИ 166160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД