МААМ-картинки

Отчёт по самообразованию «Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников»

Оксана Клюева
Отчёт по самообразованию «Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников»

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным». Чтобы избежать этого греха, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, самосовершенствовании и саморазвитии. Самообразование и саморазвитие необходимо тем, кто хочет изменить жизнь к лучшему.

Публикация «Отчёт по самообразованию „Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников“» размещена в разделах

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Одна из наиболее эффективных форм — самообразование, позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

В 2013-2014 учебном году я начала работать над темой «Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников». Такой выбор был подкреплен еще и тем, что вступил в силу Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» где одной из задач является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время в современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, и часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии. Важным условием успешности инклюзивного обучения и воспитания является создание «вариативной образовательной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы специалистов.

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим проблема поиска и внедрения новых моделей инклюзивного образования является весьма актуальной.

Одним из способов внедрения моделей является необходимость развития толерантности у дошкольников, обусловленная возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, дошкольникам присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, - слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам. Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других - усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях к сверстникам.

Вопрос развития именно толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста остается пока малоизученным в психологии. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности у дошкольников - в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Все вышеизложенное определило выбор темы самообразования : «Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников».

Целью исследования является обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов развития толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам в условиях инклюзивного образования.

В 2013-2014 учебном году для достижения данной цели были поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и Интернет-ресурсы по изучаемой проблеме.

2. Изучить особенности толерантного отношения детей с ближайшим окружением в условиях дошкольного учреждения.

3. Подготовить и частично реализовать цикл познавательно-тематических занятий для детей по коррекции и развитию толерантности старших дошкольников к воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.

Можно выделить следующие этапы работы над темой:

• изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;

• частичное внедрение полученных знаний в работу;

• систематизация и обобщение полученного опыта (отчет по теме самообразования).

Осуществляя выполнение одной из задач, разработала авторскую программу коррекционно-развивающего сопровождения детей «Организация инклюзивного обучения в развитии толерантности и правовой культуры дошкольников в образовательном учреждении» (Рецензент канд. пед. наук, доц. каф. психологии образования Ю. А. Герасименко (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург).

Считаю, что формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, был задействован спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) куклотерапия, сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия

3) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно”, "Бояре” и др.

4) знакомство детей с традициями народов разных стран;

5) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

6) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Свою коррекционно-развивающую работу по воспитанию толерантности начала со сказкотерапии (чтения книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Сегодня мы говорим о человеческих ценностях и мы постарается доказать, что и в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. Целью работы с детьми было, проанализировав некоторые произведения показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.

Ведь сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Также в рамках работы над темой была проведена следующая работа:

- Оформление папок-передвижек в раздевальных;

- Оформление стендовой информации;

- Разработаны рекомендации по данной теме для родителей и педагогов;

- Открытое занятие с элементами тренинга для детей и родителей старшей группы «Как хорошо, что мы друзья» ;

Этюды и упражнения направленные на:

-воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям другой культуры: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»;

Следующим методом развивающей работы был метод арт-терапии. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

- Свободный рисунок с детьми подготовительной группы на тему «Дружба»;

- В качестве наглядного пособия был оформлен иллюстрированный альбом «Ребенок имеет право»;

Также была представлена вниманию презентация для детей старшего дошкольного возраста «Все мы разные, но мы вместе» (см. мой блог)

После прочтения сказки «Цветик-семицветик» воспитанницей старшей группы (под моим руководством) был изготовлен цветок (ромашка) в технике «ганутель».

Согласно плана работы Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района на 2013-2014 год с 01 ноября 2013 года МКУ «ЦРО» организовало III заочный Фестиваль «Методический калейдоскоп», целью которого было распространение актуального педагогического опыта творчески работающих педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Октябрьского района.

Своим опытом работы по теме поделилась на данном мероприятии, где в направлении «Формирование межкультурной толерантности» была признана победителем и награждена дипломом 1 степени.

В рамках компетенции по данной теме опубликовала в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №2,2013 игровой-мим-тренинг «Калейдоскоп эмоций» с элементами по теме.

Работа в выбранном направлении была сопряжена с определенными сложностями: практически полное отсутствие знаний у детей и их родителей по выбранной теме, малая осведомленность педагогов.

Однако поставленные в начале года задачи реализованы. Проведенная диагностика показала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков воспитанников по выбранной мною теме по самообразованию.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. В связи с этим, родители (по возможности) посещали предложенные им мероприятия.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Как мне кажется, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволяет привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дает возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Публикации по теме:

Мысли! .

Жил был мальчик Жил -был мальчик Жил-был мальчик. Он знал, что если он чего-то захочет, то сможет этого добиться. Только беда его была в том, что мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Инклюзивное образование как фактор развития толерантности дошкольников»
Опубликовано: 24 октября 2014 в 13:30
+92Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД