Наталья Калько
Отчет о построении развивающей предметно — пространственной среды старшей группы, соответствующей требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и неповторимым, поэтому одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильно организованная предметно-развивающая среда. Она позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться общаться с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Публикация «Отчет о построении развивающей предметно — пространственной среды старшей группы, соответствующей требованиям ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с ФГОС содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в групповом помещении.
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от оснащения и условий окружающей среды.
Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает свой первый опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы детского сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый отдельный компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром.
В связи с введением ФГОС в ДО с января 2014г., изменились требования к организации предметно – развивающей среды. Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды, которая:
рассматривается, как система условий, обеспечивающих возможность полноценного развития ребенка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях;
включает материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения;
позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
Составляющие предметно-развивающей среды ДОУ.
Составляющими предметно-пространственной среды является :
- пространство дошкольной организации (группа, участок, прилегающая территория);
- средства (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, оборудование и инвентарь (игровое, спортивное, оздоровительное и пр.)
Предметно-развивающая среда групповой ячейки.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Все центры в развивающей среде созданы в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении, с рекомендациями по развивающей среде : учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я руководствовалась соблюдением следующих принципов:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
Предметно – пространственная среда моделирует развитие деятельности ребёнка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу не обнаруживается, а побуждает ребёнка к поиску. Учитывая особенности в развитии детей «вижу и действую» весь материал для игровой и образовательной деятельности подобран и расположен в доступных и удобных для детей местах, соответствует программным и возрастным требованиям. Дети имеют возможность закреплять полученные знания в свободной игровой деятельности.
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
В соответствии с этим принципом, в оформлении группы выдержан единый стиль. Стены имеют приятный бирюзовый цвет. Шторы и мебель групповой комнаты подобраны в желтой и голубой цветовой гамме, что очень удачно гармонирует с общим интерьером группы. Всё это формирует эстетический вкус воспитанников. Созданная среда вызывает чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает воспитанников новыми знаниями и впечатлениями.
В группе оборудован и обустроен мини - центр кубанского быта «Кубанское подворье», где дети знакомятся с национальными традициями народа Кубани.
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно - развивающей среды;
Данный принцип реализуется благодаря комплексно – тематическому планированию и интеграции образовательных областей.
Развивающая среда в группе преобразуется в соответствии с темой. Оформляются уголки, для детей предоставляется материал, который послужит развитию и закреплению определённых знаний. В группе предусмотрены условия для изменения окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями построения непересекающихся сфер активности, позволяющими детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Содержание среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития». Гибкое использование модулей, мозаики, физкультурного оборудования, игрушек и предметов в соответствии с замыслом ребёнка и сюжетом игры в разных функциях развивает воображение, творчество и знаково – символическую функцию мышления дошкольников.
- педагогической целесообразности, позволяющего предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а так же обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
В виду ограниченности пространства в группе, слежу за тем, чтобы не перегружать центры чрезмерным количеством информации, игровых материалов.
Предметно – развивающая среда содержит предметы и материалы известные детям, но и те, которыми они овладевают с помощью взрослого. По мере исчерпаемости зоны ближайшего развития ребёнка, предметно – развивающая среда обновляется. Например, содержимое «Коробки чудесных вещей», атрибуты к сюжетно – ролевым играм, периодически пополняются в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Своевременное наполнение и замена игровых центров позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Учтена потребность ребёнка в совместных играх со сверстниками и желание уединиться. Для этого в группе создан «Уголок уединения» с мягкими игрушками, телефоном, по которому можно «позвонить» близким, фотоальбом «Моя семья».
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно - развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функциональность пространства.
В группе создала атмосферу удобства и комфорта для каждого ребёнка и для всех детей в целом. Трансформируемость предметно – развивающей среды в группе происходит в основном за счёт рационального размещения столов, использование мольберта. Если планирую проведение индивидуальной работы, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует длительных усердий, то столы располагаю в виде полукруга или квадрата. Если играем, беседуем, читаем то дети могут сидеть просто на ковре.
Выделены центры для разных видов детской деятельности.
В центре природы размещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями, такие как бегония, колеус, пеларгония и другие. Оборудование для ухода за растениями: лопаточки, деревянные палочки для рыхления, пульверизаторы, лейки, салфетки и т. д. Погода, погодные явления отмечаются детьми в календаре природы. Оборудован
дидактическими играми и картинками из серии «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Овощи и фрукты», Деревья», «Времена года», сборники открыток «Растения Кубани», «Лекарственные растения», познавательная энциклопедическая литература, природный материал.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскоп, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития я подбираю специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.
В группе имеется место для центра физического развития, который включает в себя материалы и оборудование, обеспечивающие двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. В нем находится оборудование, которое вызывает интерес детей в данный период времени: кегли, мячи и шары из разных материалов, обручи, скакалки, кольцебросы, инвентарь для элементов спортивных игр, маски для подвижных игр, массажные коврики. Представленное оборудование и материалы позволяют ребенку реализовать двигательную активность.
В группе есть учебный центр для развития интеллектуальных способностей, мелкой моторики рук, такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия. Он включает магнитную доску с комплектом цветных магнитов, оснащен традиционными материалами: картинами (предметными и сюжетными, репродукциями, альбомами, дидактическим материалом, открытками, дидактическими играми, схемы, модели, плакаты. Материал подобран сбалансировано, целесообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обогащения и систематизации опыта детей. В группе имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме (математическое лото и домино). Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно - печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа.
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь, поэтому в учебном центре имеется ноутбук. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги, теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Я стараюсь подбирать задания в соответствии с тематикой среды, и потребности детей. Использование компьютера помогает развивать внимание, память, благотворно влияет на формирование личности, способствует эмоциональному комфорту, что важно для развития личности.
В центре художественного чтения, представлена не только художественная литература, но и детские журналы, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разных профессий, в разных эмоциональных состояниях, в различной одежде. Тематика и подбор книг соответствует программному содержанию, возрасту детей и систематически обновляется.
В центре музыкального развития, созданы условия для развития у детей музыкальных способностей, соответствующие возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В нем имеются следующие музыкальные инструменты - бубен, маракасы, металлофон и другие, нетрадиционные инструменты, изготовленные руками педагогов. Дети пользуются музыкально - дидактическими пособиями (иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, играют в музыкально - дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально - слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах.
В центре художественного творчества обеспечиваю условия для творческой самореализации детей в изо деятельности, предоставляю ребенку право свободного выбора сюжета и изобразительных средств. Центр оборудован различными материалами для продуктивной творческой деятельности: бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной, наклейки, ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, краски, кисти, стаканчики для воды, пластилин, трафареты, раскраски, альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки, алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.
В театральном центре собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: некоторые виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, на деревянных лопаточках, маски и шапочки для игр-драматизаций и многое другое.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе, поэтому в бытовом центре располагается уголок дежурства. Для того чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, я создала картотеку с индивидуальными картинками детей, которые каждый день меняются в специальных кармашках. Здесь же находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
В группе бытует центр ПДД. В этом центре имеются дидактические игры и подборка картинок из серии «Дорожная азбука», но особо привлекает детей макет улицы. Они расставляют дорожные знаки, выстраивают транспорт и манипулируют пешеходами, закрепляя таким образом правила дорожного движения.
В игровом центре создаются все условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В нем находится ковёр для одновременной игры всех детей. Игровой цент объединен с центром сюжетной игры, что позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. В нем представлены куклы, набор мебели, посуды, предметы бытовой техники, разнообразный вид транспорта, наборы домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов, а так же расположен «центр строительства», где представлен строительный материал, выполненный из различных материалов, с различными видами крепления.
При входе в игровую комнату создан уголок для родителей "Для Вас родители", где размещена информация, касающаяся непосредственно данной возрастной группы, а так же режимные моменты, основная образовательная деятельность детей, консультации медиков и психолога, красочные папки-передвижки с информацией для родителей. Создан уголок «Наше творчество» выставка детских творческих работ. Выставляя работы всех детей для обозрения, тем самым подчеркиваю индивидуальность и значимость каждого, реализуя заявленные темы и вовлекая родителей в образовательный процесс.
Такой подход к организации предметно-развивающей среды в группе позволил мне сделать образовательное пространство неповторимым и уникальным. Разнообразие и многофункциональность предметно – развивающей среды в группе, возможность свободной деятельности в каждом центре, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Это оказывает положительное влияние на развитие воспитанников в целом, становится залогом успешной готовности ребёнка к жизни, дальнейшему обучению в школе, повышению степени устойчивости к стрессовым ситуациям, сформированности всесторонне развитой личности.
Предметно-развивающая среда участка детского сада.
Современные формы организации среды предусматривают оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми, и реализации разных видов их активности. С этой целью на участке оборудована спортивная площадка, для проведения спортивных развлечений, подвижных игр, элементов спортивных игр (футбол, баскетбол) и физкультурных занятий. Кроме того, на игровом участке оборудованы «дорожка здоровья» из природного материала, пенёчков и лесенка для лазания. Всё это способствует развитию выносливости, формированию стопы, пространственной ориентировки, укреплению организма детей. Зимой здесь размечаем снежную дорожку, выносим летом плескательный бассейн для игр с водой и игрушками. Большое значение летом я придаю эстетическому оформлению своего участка, так как считаю, что это способствует развитию восприимчивости ко всему прекрасному в жизни, эмоциональной отзывчивости к нему, гармоничному развитию ребенка. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием. Дети с удовольствием участвуют в высаживании и ухаживании за культурными растениями, как на мини-огороде, так и в цветниках, что способствует формированию у детей основ экологического сознания. С этой целью в детском саду оформлена и «экологическая тропа» Для ознакомления детей с правилами дорожного движения создана площадка со светофорами, дорожными знаками.
Таким образом, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Предметно – развивающая среда старшей группы учитывает все направления развития ребенка. Ее содержание направлено на освоение детьми познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, со сверстниками и индивидуально.
Предметно – развивающая среда соответствует ФГОС ДО и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.
В группе создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, стремящимися к самостоятельности и творчеству.