Елена Кузина
Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика - это предмет, являющийся одним из звеньев лечебной ритмики, активной терапии, которая осуществляет связь слова (звука, музыки и движения. А так же, это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук) сочетаются с произношением специального речевого материала.
Цель занятия:
Занятия проводятся для профилактики нарушений речи. Принцип:
В основу положен метод фонетической ритмики
Публикация «Отчет о работе по самообразованию „Логоритмика — связь слова, музыки и движения“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В занятия включены:
• дыхательные упражнения
• пальчиковые игры
• чистоговорки
• речевые игры
• занятия на развитие чувства ритма и внимания
• занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Так же занятия логоритмикой направлены на оздоровление:
1. С помощью различных упражнений (из ритмической, партерной, художественной гимнастики, элементов хореографии, игр, танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально-двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.
2. Музыкально-ритмические занятия так же влияют и на оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
Я выбрала данную тему потому что: в результате проведенной мною диагностики по развитию музыкальных способностей воспитанников, много детей с нарушением речи, я сделала выводы, что данная тема наиболее актуальна.
В настоящее время достаточно большой процент детей нуждается в логопедической помощи, потому что много воспитанников имеют отклонения в речевом развитии, поэтому эта тема особо актуальна в настоящее время.
Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Работу над этой темой я начала с подбора литературы. Мной была изучена следующая литература: «Логоритмика» О. А. Новиковская, М. Ю. Картушина «Логоритмические занятие в детском саду», статьи из журнала «Обруч», «Музыка для здоровья» Т. А. Овчинникова, «Пение и логопедия» Т. А. Овчинникова, статьи И. А. Щербаковой из журнала «Музыкальный руководитель» «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» и т. д.
В музыкальные занятия я включаю упражнения на дыхания, которые способствуют для развития диафрагмы, речевые игра, для развития дикции, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики и т. д. Предлагаю воспитателям также использовать элементы логоритмики и вне занятий, особо для развития ритмических навыков логоритмика помогает и в кружковой работе.
Мной была проведена диагностика в начале учебного года по развитию музыкальных способностей детей. В старшей и подготовительной, средней группах много воспитанников с нарушением речи. В старшей группе 15 человек - 62%, в подготовительной 10 человек - 53%, в средней - 16 человек - 69 %.
Применение логоритмики направлено на оздоровление. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно - голосовая зарядка, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д, приучает детей к оздоровительному режиму. Использование логоритмики на занятиях в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече - двигательной.
С помощью различных, игр и танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально - двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.
Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение у ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
План
по самообразованию по разделу логоритмика
Тема: Логоритмика
Цель 1 - Ребенок, с развитыми певческими навыками с использованием логоритмики, проявляет устойчивый интерес к песне, умеет её выразительно исполнять, инсценировать и использовать в самостоятельной жизни.
Цель 2 - Музыкальный руководитель, развивая певческие навыки у дошкольников с помощью логоритмики, помогает им психологически раскрепощаться, проявить творческую активность.
Задачи:
1. Учить ребенка выразительному исполнению песен (обучать четкой дикции, артикуляции, координации речи с движением).
2. Развивать музыкальные способности (ритмический слух, мелкую моторику, активизации всех видов памяти).
3. Воспитывать положительные эмоции у воспитанников в играх, хороводах, танцах и проявлять в них самостоятельность и инициативность.
Ожидаемый результат:
Ребенок, у которого развиты музыкальные способности, умеющий исполнять эмоционально и выразительно песни, хороводы и применять их в самостоятельной жизни, психологически раскрепощается и проявляет творческую активность.
№ п/п Разделы плана Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы
1.
2.
Изучение психолого - педагогической литературы
Разработка
программно методического обеспечения образовательно процесса
1. Изучение программы М. А. Васильевой «Музыкальное воспитание в детском саду»
2. Изучение методической литературы по логоритмике : О. И. Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие); Е. Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально - речевые игры для дошкольног возраста); Е. В. Кузнецова «Логопедическая ритмика» (в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи); Н. В. Микляева «Фонопедическая и логопедическая ритмика
детском саду»;
3. Изучение материалов из
периодической печати:
«Ребенок в детском саду»
№ 5-2004г.
Артикуляционная гимнастика
(стр. 20)
Журнал «Обруч» Логоигры
№ 2-2005г.
Журнал «Музыкальный
руководитель» Пальцы вышли
погулять Т. А. Тютюнникова
(из опыта работы, № 2-3-4 -
2005г.)
Н. А. Щербакова «Музыкальное
воспитание детей с
нарушениями речи (из опыта
работы)
4. Теоретическое изучение и
систематизация полученных
результатов самообразования
по материалам методической
литератур: М. Ю. Картушина
«Логоритмические занятия в
детском саду», «Логоритмика
в детском саду» (старшая и
подготовительные группы)
М. Ю. Гоголева, «Конспекты
логоритмических занятий с
детьми 5-6 лет»
М. Ю. Картушина, «Обруч»
журнал «Логоигры»,
Журнал «Музыкальный
руководитель «Пальцы вышли
погулять»
5. Разработка диагностичестичес-
кого материала
1. Разработка перспективно -
тематического планирования
2. Разработка планов занятий.
3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов
сентябрь октябрь
ноябрь апрель
Сентябрь Октябрь
Сентябрь Апрель
Ноябрь Апрель
Папка с наработками по теме самообразование «Пальчиковые игры» «Артикуляционные уп-ражнения», «Игры на развитие правильного звукопроизношения», «Игры на развитие речевого дыхания», «Игры на развитие силы высоты голоса», «Игры - диалоги на развитие выразительности речи», «Игры на развитие слухового внимания» «Игры на развитие ритмичной, Артикуляционная
гимнастика» О. И. Крупенчук
Т. А. Воробьева; «Игры и
упражнения для развития мелкой моторики» Я. Ю. Позднякова;
«Пальчиковые игры» для детей 4-7лет, 1-3 лет; «Пальчиковая
гимнастика» Е. Ю. Тимофеева,
Е. И. Чернова; «Ум на кончиках пальцев» О. А. Новиковская;
«Забавные чистоговорки»
Т. А. Куликовская,
«Логоритмика» О. А. Новиковская; «Музыка
для здоровья» Т. А. Овчинникова; «Пение и логопедия»
Т. А. Овчинникова;
И. Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков».
Диагностика по всем группам (наличие карты результатов диагностики)
Отражение работы по теме самообразования при планировании занятий.
Используется в календарных планах на занятиях.
Картотека пособий, наглядного и раздаточного материла
3. Подведение итогов в работе над темой самообразования 1. Проведение диагностики по теме самообразования на начало и в заключении работы.
2. Обобщение собранного в течение учебного года материала по теме. Сентябрь Май
Сводная ведомость (протокол с полученными данными на начало и конец года.
Творческий отчет по теме самообразования
4 Участие в системе методической работы ОУ 1 .Участие в проведении заседаний методического объединения, в организации методической конференции.
2. Участие в неделе открытых дверей в дошкольных группах.
З. Обощение собранного в течение года материала по программно - методическому обеспечению образовательного процесса. Октябрь Май
Март
Май Анализ по итогам работы за учебный год.
Показ открытого логоритмического занятия.
Консультации: «Мир вокруг нас»
Оформление материалов по теме самообразования
Отчёт по теме самообразования