Получи документы

Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Оксана Калинаускене
Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

В. М. Бехтерев

Тема моей работы по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Публикация «Отчет по самообразованию „Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.

Общение с родителями группы показало, что немногие из них уделяют внимание развитию речи своих детей. Кроме того, малое число родителей имеет представление о пальчиковых играх и упражнениях и их роли в развитии детской речи.

Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание на чтение и счёт, забывая о развитии мелкой моторики. В результате, при поступлении ребёнка в школу, начинаются трудности в овладении письмом и проблемы со связной речью, что может привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации у детей.

Актуальность :

Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста особенно актуален в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению.

Одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими». То есть, одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития у него мелкой моторики, от которой напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Анализ внешней и внутренней среды в группе приводит к следующему выводу:

развитие речи дошкольников необходимо осуществлять, проводя системную работу в этом направлении. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, следовательно, воспитателю необходимо знать и применять на практике систему игр и упражнений, развивающих речь детей. Я остановила свой выбор на пальчиковых играх и упражнениях.

Их использование в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, а главное для развития речи.

Для успешного решения существующей проблемы, я разработала цель, задачи, этапы работы, наметила предполагаемый результат.

Цель:

Для педагога:

Повысить уровень знаний по вопросу развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

Для детей :

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

Для педагога:

• изучить научную и учебно-методическую литературу по данной теме;

• пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы;

• повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей дошкольного возраста.

Для детей :

• продолжать познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениями;

• сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

развивать речь детей, совершенствуя мелкую моторику через пальчиковые игры и упражнения;

развивать внимание, память, творческие способности детей.

Свою работу по данной теме я начала с определения этапов.

Этапы работы:

1. Информационно-аналитический.

Подбор и изучение литературы по теме.

2. Практический.

Использование различных форм работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа.

Методы и приё мы работы:

- создание картотеки пальчиковых игр;

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление и использование дидактических игр;

- использование нетрадиционных материалов для пальчиковых игр и упражнений;

- лепка, рисование, аппликация;

- игры с мозаикой, конструкторами, пазлами;

Взаимодействие с родителями:

- индивидуальные беседы и задания;

- информация в родительский уголок;

- родительское собрание.

3. Предоставление отчета на педсовете.

Предполагаемые результаты:

ДЕТИ: - развитие моторики рук;

- повышение уровня развития речи;

- дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.

РОДИТЕЛИ:

-повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

-возникновение желания продолжать дома работу по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения;

ПЕДАГОГ:

- повышение профессиональной компетенции по данной теме;

- обогащение предметно-пространственной развивающей среды;

- разработка информационного материала для родителей;

- планирование дальнейшей работы по развитию у детей речи детей.

Так что же такое пальчиковые игры?

Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и рук, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. В раннем возрасте – это, как правило потешки, прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев. Тексты и задания усложняются в соответствии с возрастом детей.

Разучивание текстов с использованием пальчиков стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Дети лучше запоминают стихотворные тексты; их речь становится более выразительной.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

Универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

Кратковременность – обычно длятся не более 2-5 минут;

Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

В своей работе я стараюсь применять пальчиковые игры во всех видах деятельности:

- в совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации;

- в музыкально-ритмической деятельности;

- в двигательной деятельности;

- в играх на развитие сенсорных умений;

-применяю их в режимных моментах;

- в развитии речи;

- в дидактических играх;

Во взаимодействии с детьми я стараюсь применять как традиционные формы пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук;

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (растирания – движение должно быть, как при намыливании и мытье рук; разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.)

2. Графические упражнения (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)

3. Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик для зайчат», «Я гуляю во дворе» и т. д.)

4. Предметная деятельность (игры с бумагой, пластилином, песком, рисование мелками, углём)

5. Игры (мозаика, конструкторы, шнуровка, пазлы, игры с вкладышами, складывание матрёшек).

6. Кукольные театры (пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней)

так и нетрадиционные формы пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук :

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, воздушные шарики, наполненные солью, крупой, мелкими камушками и т. д. ;

Нетрадиционные формы пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук :

2. Пальчиковые игры и упражнения с использованием разнообразного материала (прищепки, крупы, макароны, камешки, орехи, ткань, пуговицы, шнурки, ленты, резинки, трубочки, песок и т. п.)

Преимущества нетрадиционных материалов:

• Всегда доступны

• Не требуют больших финансовых затрат

• Если вдруг что – то сломается, потеряется, материал легко заменяется новым

• Новизна впечатлений и необычность привлекает детей и служит прекрасным средством развития;

• Способствуют формированию познавательной активности, творческого воображения, способствуют развитию речи детей

Многофункциональные планшеты -тренажеры.

Для тренировки пальчиков я применяю развивающее дидактические пособия –планшеты.

Например, многофункциональное пособие «Ловкие пальчики» представляет собой деревянный планшет с вкрученными кольцо-шурупами, с набором разноцветных резиночек, шнурков, лент. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных); создавать различные узоры, продевая шнурки (ленты) в кольца в определенной последовательности; можно использовать пособие и в качестве массажера.

Дети с удовольствием играют в занимательные игры и упражнения на этом тренажере; учатся ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактными изображением, так же дети упражняются в завязывании узелков, бантиков, в плетении - все это развивает моторику рук, логику, воображение, усидчивость, внимание, речь.

С данным игровым пособием я приняла участие в районном конкурсе на лучшее игровое дидактическое пособие «Калейдоскоп педагогических идей» в январе 2022г., где заняла 3 место.

Достичь хороших результатов мне позволило взаимодействие с родителями. Я проводила:

- индивидуальные беседы, в которых в которых обращала внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании : следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость; на то, что развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту, где для детей родители смогут подобрать занятия по интересам, например, для мальчиков это закручивать гайки, работать отверткой, сортировать гвоздики, шурупы, для девочек – помочь бабушке смотать клубок ниток, сделать маме бусы, помочь перебирать крупу для каши и т. п.,

Подготовила - консультации для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения – средство развития речи ребенка»; «Пальчики рассказывают сказку»;

- папки-передвижки «Что такое графический диктант»;

- памятки для родителей: «Пальчиковая гимнастика для детей»,

«Игры и упражнения для развития сложно координируемых движений рук»;

Провела родительское собрание «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей»

Результативность работы:

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр и упражнений дала свои результаты:

1. Наблюдается положительная динамика развития речи воспитанников :

- дети стали более активными в общении;

- ясно и последовательно выражают свои мысли;

- умеют выражать свое отношение к окружающему;

2. Регулярное использование пальчиковых игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствовало обогащению словарного запаса, развитию памяти и внимания воспитанников.

Для занятий пальчиковыми играми и упражнениями нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких –либо дорогостоящих затрат.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 13:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД