Елена Родина
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и
дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения
этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского
разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о
значимости рук отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах:
отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза
бояться, а руки делают. Во всем этом отражаются психология,
внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в каре головного мозга человека
находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,
развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем
импульсы в речевые центры, что активизируют речь.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на
работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем
сказывается на подготовке руки к письму.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры и нетрадиционные технологии;
• Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей младшего возроста.
Изучая данную тему, провожу работу с родителями:
• Индивидуальные беседы:
• Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, что бы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
• Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
• Консультации «: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки
• Составление памяток для родителей.
Основная работа заключается в работе с детьми:
В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.