МААМ-картинки

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет

Татьяна Васильевна Секалина
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет

2020-2021 уч. год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 Калининского района г. Санкт-Петербург

Уровень развития графических навыков и мелкой моторики – один из показателей развития речи и интеллектуальной готовности детей к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики : одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Еще 20 лет назад, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Публикация «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет» размещена в разделах

Для достижения цели были обозначены задачи:

развивать глазомер; слуховое внимание; зрительное восприятие; речь; совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи; совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости; определять пространственные соотношения между двумя-тремя предметами или изображениям; развивать умения различать правую и левую стороны; совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями; формировать мелкую моторику; умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции; учить ориентироваться в тетради в крупную клетку; учить рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.

Основные направления работы:

Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации;

Упражнения для развития мелкой моторики;

Упражнения для развития графомоторных навыков;

Нормализация оптико-пространственных ориентировок;

Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв.

Работу по Формированию графических навыков и умений я начала с изучения психолого-педагогической литературы по теме: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». Подобрала диагностику, соответствующую данному контингенту воспитанников, целью которой являлось выявление актуального уровня развития сформированности графических навыков у воспитанников группы. По результатам диагностики я разработала перспективное планирование.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я проводила 2 раза в неделю.

Выполняя различные виды заданий, дети приобретали опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать и раскрашивать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.  

На занятиях с воспитанниками я обращала внимание на правильность посадки за столом. Сначала детям предлагались простые задания, которые постепенно усложнялись, и увеличивалось время занятия с 10 до 15-20 мин. Если на занятии предусматривалось длительная работа на листочках или в тетради, то обязательно делался перерыв, во время которого выполнялась пальчиковая гимнастика.

Особое внимание уделялось выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (волнистые и ломаные линии). Задача детей заключалась в том, чтобы линии проводились без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.

Одним из методов работы являются пальчиковые игры, запланированные в соответствии с лексическими темами.

Эффективность этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев рук.

В первом полугодии все ребята группы испытывали трудности с одновременным произношением текста стихов и движений, многие путались, плохо запоминали текст, отказывались выполнять упражнение. К концу учебного года 9 (64%) детей с удовольствием выполняют пальчиковые игры. Остальные воспитанники 5 (36%) испытывают некоторые трудности по разным причинам: 2 ребенка поступили в группу во втором полугодии, у 3 детей быстрая утомляемость, внимание неустойчивое, слабая произвольная память.

Созданы подборки заданий для формирования графических навыков :

штриховки,

лабиринты,

путаницы,

обведи по точкам,

графические дорожки,

раскраски,

дорисовка (по принципу симметрии).

дорисовка геометрических фигур.

найди и раскрась букву (изучаемую в текущий период).

Выше перечисленные задания ребята полюбили с первых дней, но при этом работы были не аккуратными. Штрихуя, не соблюдали одинаковое расстояние, выходили за границы силуэта. Обводя по точкам, некоторые пропускали. Работая с графическими дорожками, проводили неровные, отрывистые линии, часто выходящие за границы дорожки. Силуэты раскрашивали частично, с пробелами, выходили за границы силуэта. Дорисовывая изображение по принципу симметрии, дети не соблюдали пропорции, не соотносили клетку с линией, симметрия не соблюдалась.

К концу учебного года 12 (86%) детей быстро и правильно выполняют задания, 2 (14%) ребенка испытывают некоторые трудности: один ребенок спешит и ошибается, работы неаккуратные, множественные исправления, второй быстро утомляется, внимание неустойчивое.

Для формирования умения ориентироваться в схеме собственного тела (правая/левая рука, в пространстве, проводились игры «Что справа, что слева?», «Кто, где спрятался?», «Назови соседей» и т. д. Для формирования умения ориентироваться на плоскости проводились игры «Путешествие машинки», «Расположи так, чтобы» и т. д.

В начале учебного года все дети не различали и не могли называть пространственные отношения: справа — слева, путались в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

К концу учебного года 6 (43%) детей неплохо ориентируются в пространстве и на плоскости.

Для формирования буквенного гнозиса и зрительного образа букв создана подборка упражнений: «Раскрась букву Т», «Найди и раскрась буквы Д и Т», «Обведи и заштрихуй букву Г», «Раскрась по цифрам букву З».

Данные задания предлагались воспитанникам в конце недели для закрепления, изучаемого в течение недели звука. Дети достаточно легко справлялись с нахождением заданной буквы, имея минимальные недочеты. Но, при этом, в первом полугодии, силуэты раскрашивали частично, с пробелами, выходили за границы силуэта.

Дети научились ориентироваться в пространстве отдельной клетки и всего листа, правильно располагать изображение на нём, проводить разные линии с заданными характеристиками, не меняя положения листа, соблюдая последовательность в выполнении работы по образцу.

Проведя итоговую диагностику и сделав сравнительный анализ, а так же анализируя свою работу на протяжении всего года, я сделала вывод: разработанное мною перспективное планирование по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников способствовало совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении. Правильно подобранные задания показали хорошую динамику в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У воспитанников значительно улучшилось речь, слуховое внимание; глазомер, зрительное восприятие. Дети лучше ориентируются в пространстве и на плоскости. Приобретены навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями, неплохо ориентируются в тетради в клетку, рисуют прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.

Публикации по теме:

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 23:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД