Татьяна Васильевна Секалина
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
2020-2021 уч. год
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 Калининского района г. Санкт-Петербург
Уровень развития графических навыков и мелкой моторики – один из показателей развития речи и интеллектуальной готовности детей к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики : одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Еще 20 лет назад, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Публикация «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Для достижения цели были обозначены задачи:
развивать глазомер; слуховое внимание; зрительное восприятие; речь; совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи; совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости; определять пространственные соотношения между двумя-тремя предметами или изображениям; развивать умения различать правую и левую стороны; совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями; формировать мелкую моторику; умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции; учить ориентироваться в тетради в крупную клетку; учить рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.
Основные направления работы:
Упражнения для развития у ребёнка восприятия предмета и формирования зрительной координации;
Упражнения для развития мелкой моторики;
Упражнения для развития графомоторных навыков;
Нормализация оптико-пространственных ориентировок;
Работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв.
Работу по Формированию графических навыков и умений я начала с изучения психолого-педагогической литературы по теме: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». Подобрала диагностику, соответствующую данному контингенту воспитанников, целью которой являлось выявление актуального уровня развития сформированности графических навыков у воспитанников группы. По результатам диагностики я разработала перспективное планирование.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я проводила 2 раза в неделю.
Выполняя различные виды заданий, дети приобретали опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать и раскрашивать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
На занятиях с воспитанниками я обращала внимание на правильность посадки за столом. Сначала детям предлагались простые задания, которые постепенно усложнялись, и увеличивалось время занятия с 10 до 15-20 мин. Если на занятии предусматривалось длительная работа на листочках или в тетради, то обязательно делался перерыв, во время которого выполнялась пальчиковая гимнастика.
Особое внимание уделялось выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (волнистые и ломаные линии). Задача детей заключалась в том, чтобы линии проводились без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры, запланированные в соответствии с лексическими темами.
Эффективность этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев рук.
В первом полугодии все ребята группы испытывали трудности с одновременным произношением текста стихов и движений, многие путались, плохо запоминали текст, отказывались выполнять упражнение. К концу учебного года 9 (64%) детей с удовольствием выполняют пальчиковые игры. Остальные воспитанники 5 (36%) испытывают некоторые трудности по разным причинам: 2 ребенка поступили в группу во втором полугодии, у 3 детей быстрая утомляемость, внимание неустойчивое, слабая произвольная память.
Созданы подборки заданий для формирования графических навыков :
штриховки,
лабиринты,
путаницы,
обведи по точкам,
графические дорожки,
раскраски,
дорисовка (по принципу симметрии).
дорисовка геометрических фигур.
найди и раскрась букву (изучаемую в текущий период).
Выше перечисленные задания ребята полюбили с первых дней, но при этом работы были не аккуратными. Штрихуя, не соблюдали одинаковое расстояние, выходили за границы силуэта. Обводя по точкам, некоторые пропускали. Работая с графическими дорожками, проводили неровные, отрывистые линии, часто выходящие за границы дорожки. Силуэты раскрашивали частично, с пробелами, выходили за границы силуэта. Дорисовывая изображение по принципу симметрии, дети не соблюдали пропорции, не соотносили клетку с линией, симметрия не соблюдалась.
К концу учебного года 12 (86%) детей быстро и правильно выполняют задания, 2 (14%) ребенка испытывают некоторые трудности: один ребенок спешит и ошибается, работы неаккуратные, множественные исправления, второй быстро утомляется, внимание неустойчивое.
Для формирования умения ориентироваться в схеме собственного тела (правая/левая рука, в пространстве, проводились игры «Что справа, что слева?», «Кто, где спрятался?», «Назови соседей» и т. д. Для формирования умения ориентироваться на плоскости проводились игры «Путешествие машинки», «Расположи так, чтобы» и т. д.
В начале учебного года все дети не различали и не могли называть пространственные отношения: справа — слева, путались в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.
К концу учебного года 6 (43%) детей неплохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Для формирования буквенного гнозиса и зрительного образа букв создана подборка упражнений: «Раскрась букву Т», «Найди и раскрась буквы Д и Т», «Обведи и заштрихуй букву Г», «Раскрась по цифрам букву З».
Данные задания предлагались воспитанникам в конце недели для закрепления, изучаемого в течение недели звука. Дети достаточно легко справлялись с нахождением заданной буквы, имея минимальные недочеты. Но, при этом, в первом полугодии, силуэты раскрашивали частично, с пробелами, выходили за границы силуэта.
Дети научились ориентироваться в пространстве отдельной клетки и всего листа, правильно располагать изображение на нём, проводить разные линии с заданными характеристиками, не меняя положения листа, соблюдая последовательность в выполнении работы по образцу.
Проведя итоговую диагностику и сделав сравнительный анализ, а так же анализируя свою работу на протяжении всего года, я сделала вывод: разработанное мною перспективное планирование по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников способствовало совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении. Правильно подобранные задания показали хорошую динамику в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У воспитанников значительно улучшилось речь, слуховое внимание; глазомер, зрительное восприятие. Дети лучше ориентируются в пространстве и на плоскости. Приобретены навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями, неплохо ориентируются в тетради в клетку, рисуют прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.