Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников» (3 фото)

Алёна Васильевна Гладкова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»

Отчет по самообразованию воспитателя

Гладковой А. В.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»

В 2022-2023 учебном

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»
Фото «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»
Отчет по самообразованию - фото

году я работала над темой «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников, которая продолжает быть актуальна в наши дни.

Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников“» размещена в разделах

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Определила цель по теме самообразования : создание условий для развития мелкой моторики у детей через разные виды деятельности.

Исходя из цели, поставила задачи:

1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.

2. Подготовить дидактический материал.

3. Разучить с детьми пальчиковые игры.

4. Формировать навыки предметной деятельности детей.

5. Формировать навыки самообслуживания.

6. Привлекать родителей к совместной деятельности.

Работая на младшей группе, я пришла к выводу, у детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Свою работу по самообразованию, построила по следующим направлениям:

1. На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:

Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.

. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»

Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».

«Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье" Пантелеева Л. В.

«Детский дизайн. Пластилинография». Давыдова Г. Н.

Провела диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

• методика «Перебор пальцев», разработанный Е. И. Роговым;

• методика оценки психомоторного развития дошкольников (Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича из книги «Психомоторика»)

Результаты диагностики показали, что высокий уровень развития мелкой моторики отсутствует, средний уровень у 44%, низкий у 56% детей.

Для детей в группе была создана предметно-развивающая среда :

• игры-шнуровки;

• контейнеры с разнообразным материалом : бусины, прищепки, шнурки с узелками;

природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья;

• мозаика;

мелкий конструктор;

• разрезные картинки

• пальчиковый, театр;

• дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;

• пирамидки, вкладыши различного типа.

Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности.

2. На практическом этапе:

• Подготовила материал и пополнила картотеку пальчиковых игр.

Изготовила дидактические игры:

- «Собери бусы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.

- «Забавные прищепки»

Цель: идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения.

- «Игрушки - застежки»

Цель: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать тактильные ощущения, усидчивость, концентрацию внимания, глазомер.

- «Пришиваем пуговицы»

Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, глазомер, способствовать развитию логического мышления.

- Сенсорное ведро. Цель: Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов.

Ее использование многообразно. Ее можно использовать как тематически, например, изучение геометрических фигур, или большой – маленький, твердый - мягкий, короткий - длинный так и просто для игр.

Для достижения поставленных задач использовала различные формы работы:

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук

- пальчиковые игры и упражнения

- пальчиковая гимнастика

- пальчиковый театр

- игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)

- продуктивная деятельность

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов

- «Су-Джок терапия»

- «Камешки Марблс»

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Еще один из приемов, который использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

Также детям предлагала нетрадиционные виды массажа :

- с использованием природного материала (шишек, грецких орехов)

- с использованием подручных материалов (карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок)

-«Су-Джок» терапия.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.).

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

В течение всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников». А так же ознакомила их с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики. Результаты анкетирования показали, что в основном родители осведомлены, что такое «Мелкая моторика» и как её развивать у детей, но с некоторыми родителями необходимо провести консультации, индивидуальные беседы, показ конкретных игр и упражнений. Для родителей были проведены консультации: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Этот пальчик - я» ,«Влияние мелкой моторики на речь детей». «Пальчиками играем – стихи повторяем

; буклет «Пальчиковые игры для малышей»;папки-передвижки «Сначала было слово», «Игры с камешками Марблс»Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях»;мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»; индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

Была размещена информация в газете ДОУ,

Для педагогов был проведен семинар – практикум «Камешки Марблс», открытые занятия, отражающие актуальные вопросы по развитию мелкой моторики рук. В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете предоставила презентацию по теме: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников».

В конце учебного года с детьми была проведена диагностика. В процессе проведения диагностики прослеживается положительная динамика развитии мелкой моторики рук детей. (высокий уровень у 55 % детей, средний уровень у 33%, низкий у 11% детей)

Действия рук стали более согласованны.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста удалось добиться определенных результатов. У детей прослеживаться положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

И в заключении хочется сказать: чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности у младших дошкольников»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 20:10
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД