Александр Меркулов
Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ
Заботливый садовник укрепляет корень,
от которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий. Так учитель должен
заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Введение
Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.
Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.
1. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий.
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.
3. Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.
Исходя из этого, актуальность работы по патриотическому воспитанию, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, ее особенностях.
Поэтому основной целью моей работы в патриотическом воспитании школьников с умственной отсталостью является создание условий для формирование патриотических чувств и патриотического сознания у детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.
2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
1. Воспитание чувства любви к своей Родине
Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий. Поэтому первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о; своей малой родине, ее традициях о своей стране и отношению к природе с помощью анкеты - опросника «Я и моя страна» и «Отношение к природе и ее охране». (Приложение 1.) Анализ показал, что у половины обучающихся не достаточно сформированы ценности патриотизма. (Приложение 2.)
Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:
1. Воспитание чувства любви к своей Родине – России:
- закрепить знания детей о государственных символах России;
- обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник)
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Живу в России», мною были проведены беседы «Государственная символика. Что это такое?», «Российский флаг».
В ход е классных часов были закреплены уже ранее полученные сведения о гербе, флаге и гимне России, а также были даны дополнительные исторические сведения. Ребята не имеют возможности посетить столицу нашей Родины - Москву, но познакомиться с ней поможет игра – путешествие «Москва – столица нашей Родины». Для проведения игры были использованы слайды с видами Москвы. Дети познакомились с историей столицы, её развитием, достопримечательностями.
Так же воспитание в детях причастности к Великому Русскому народу происходит через знакомство детей с древнейшими народными праздниками: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица».
У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это участие в школьном конкурсе чтецов посвященному Дню защитника Отечества, подготовка к конкурсу патриотической песни, знакомство с военной символикой.
«Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» в преддверии 72 годовщины Великой Отечественной войны ребята будут продолжать знакомиться с произведениями о героях военных лет.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю, гордости за свою малую родину происходит через воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
Привить любовь к Родине ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.
Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, традициями округа. Даю понятие Родины как места, где человек родился, природы родины; традиций, нравов, обычаев Малой Родины; понятия соотечественника; национальных особенностей жизни людей. Дети знакомятся с гимном Югры, сравнили герб Югры с флагом, а также поговорили о гербе Кондинского района.
Определили с детьми что в состав Ханты - мансийского АО входят 13 городов, назвали столицу ХМАО и другие населенные пункты. Воспитанники называли коренных жителей ХМАО, познакомились с жилищем хантов, поговорили об их быте, охоте и традициях.
Во время прогулок с целью воспитания культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни разучивали игры народов Севера («Караси и щуки», прыжки через нарты, принимали активное участие в тематическом дне здоровья «Игры народов Севера», инсценировании сказок народов Севера («Кукушка»)
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Большую поддержку по ознакомлению с родным краем, оказывает тесное взаимодействие со школьной и районной библиотекой. Посетив тематические книжные выставки («Край в котором мы живём»; Тематическая выставка к 86-летию ХМАО-Югры «Наша Югра!»; беседа в библиотеке «Родные поэты» знакомство с поэтом А. Тархановым; «Поэты края»; тематическая выставка; «Вороний праздник»- беседа с элементами игры, обретают чувство гордости за свою малую Родину - Югру, осознают свою этническую и национальную принадлежность.
3. Формирование основ экологической культуры
Так же гражданско – патриотические чувства проявляются через формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических качеств. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.
Изучая совместно с библиотекарем и учителем биологии школы – интерната, узнали что, к сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Еще с прошлого учебного года решили, что будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
Так же ребята заняли 1 место за участие в районном конкурсе «Жалобная книга природы», учились создавать коллаж, в котором отражалась экологическая проблема и призыв о помощи и защите всего живого.
Заключение
Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания воспитанников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.
Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.
А процесс гражданско-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии (с гораздо большим трудом, усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, краю, родине).
Но тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной школы, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.
Поэтому, для продолжения работы над данной темой необходимо учитывать следующие правила:
- использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.
- обеспечить активность детей на занятиях: рисование, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.
- преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.
Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ на следующий учебный год к задачам:
1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.
2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Будет добавлено направление, по которому планируется продолжать работу по изучению данной темы:
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность, по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного края, его жителями.
Продуктом изучения темы будет являться оформление альбома «Знаменитые люди Югры».
В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.
Список литературы.
1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя -М. :Эксмо, 2008.
2. Лебедева О. В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников// Воспитание школьников -2015.-№7.
3. Малофеев Н. Н., Никольская О. С. ,Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.
4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника-М. : Просвещение,1986.
5. Тивикова С. К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)
Интернет-ресурсы:
https://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
https://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»
Приложение1.
Анкета «Я и моя страна»
Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.
Вопросы на начало учебного года:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку…
5. Чем ты гордишься в своем поселке, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Кто такой ветеран?
Вопросы на конец учебного года:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.
3. Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).
4. Как называется страна, в которой ты живёшь?
5. Как называется столица области, в которой ты живёшь?
6. Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.
7. Какой праздник у нашей страны главный?
8. Когда празднуют День России?
9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?
10. Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?
11. Кто защищает Родину?
12. Зачем нужно помнить о героях?
13. Кто такой ветеран?
14. Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ? (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
Тест «Отношение к природе и ее охране»
(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)
1. Как Вы относитесь к природе?
а) бережно;
б) ответственно
в) безразлично;
г) с любовью;
д) неопределенно.
2. Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
3. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?
а) транспорт;
б) промышленность;
в) сельское хозяйство;
г) деятельность человека;
д) атомные электростанции.
5. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
6. Каковы главные проблемы охраны природы?
7. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
9. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?
а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;
б) стремление сохранить все многообразие природы;
в) здоровье будущих поколений;
г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;
д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.
10. Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ
Приложение 2.
Показатели сформированности представлений о своей стране и ее традициях, экологическом воспитании и распределение воспитанников по уровням на начало и конец 2016-2017 учебного года
Воспитанник Я и моя страна Отношение к природе и ее охране
нг кг нг кг
Кол-во баллов Уро
вень Кол-во баллов Уро
вень уровень уровень
1 4 н 9 ср н ср.
2 7 н 10 ср н ср.
3 11 ср 13 в ср в
4 8 ср 11 ср н ср
5 10 ср 12 в н ср
6 5 н 10 ср ср в
7 5 н 11 ср н ср
8 10 ср ср
Итого по классу В. ур- 0%
Ср. ур-42,8%
Н. ур. -57,2% В. ур- 25%
Ср. ур- 75%
Н. ур. -0% В. ур- 0%
Ср. ур- 28,6%
Н. ур. - 71,4% В. ур- 25%
Ср. ур-75%
Н. ур. -0%
Вывод: в начале учебного года дети имеют низкий и средний уровень представлений о себе, стране, малой родине, традициях страны. 55% не знают о традициях малой родины, традиционных праздниках и обычаях этих праздников. Не сформирована активная жизненная позиция по решению доступных для них проблем окружающей природной среды. К концу учебного года, вследствие проводимой воспитательной работы, у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии: нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений.