Наталья Пичугина
Отчет по теме самообразования «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми«
Отчет по теме самообразования
«Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»
Воспитатель: Пичугина Н. Г.
Группа: старшая компенсирующей направленности (дети с интеллектуальными нарушениями)
Учебный год: 2023-2024
Тема: «Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»
Цель: создание условий для эффективного воздействия на процессы развития детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить и освоить технологии развития сенсорной интеграции, литературу по теме.
2. Изучить и проанализировать особенности состояния сенсорно- интегративных процессов у детей с ОВЗ.
3. Обобщить теоретический и практический материал.
4. Внедрить технологии сенсорной интеграции в практику.
Группу посещают 9 детей, из них - 6 мальчиков, 3 девочки. У детей наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПРР, УО) и речевого (алалия, ОНР) развития, РАС, двигательные нарушения – ДЦП, особенности поведения аутистического спектра, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес нестоек, часто отсутствует мотивация к развитию.
Считаю, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение методов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Актуальность:
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью чувств. Сенсорная система, как известно – это слух, зрение, осязание, обоняние. А все вместе – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные эталоны. Эта информация анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдается целостная, интегрированная картинка.
Таким образом, сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери.
Взаимодействие всех органов чувств подразумевает качественную адаптацию к окружающей среде. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть.
Сенсорная интеграция, развивающаяся у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является фундаментом, основой более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо, адекватное социальное поведение, что потребуется ребенку в более старшем возрасте.
Я изучала и продолжаю изучать литературу по данной теме, а также материалы сайта Московского Государственного университета «Дефектология Проф» и других проверенных интернет-ресурсов, опыт коллег логопедов, дефектологов.
Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес, логопед, психолог, эрготерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию афферентных структур. Цель данного метода коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.
Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса.
Сенсорная интеграция - основа для работы сенсорных систем нашего организма. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Знание о данном подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов, дефектологов, а также родителей.
В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.
В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды.
Для полноценного сенсомоторного развития, обогащения чувственного опыта детей кабинеты логопеда и психолога, групповые комнаты оснащены различными стимульными материалами, направленными на развитие основных видов восприятия: тактильное восприятие; зрительное восприятие; слуховое восприятие; обонятельное восприятие; вкусовое восприятие.
Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
На сегодняшний день в нашем оборудовании имеются:
Дидактическое пособие «Семья» 3 разных видов;
Бизиборды, которые можно использовать, как на столе, так и на полу в индивидуальном занятии с ребенком;
Световой стол для рисования песком, для сенсорных игр;
Досочки Сегена в нескольких вариантах;
Несколько видов деревянных пазлов;
Пирамидки, матрешки, сортеры «Курица и цыплята», «Ежик», «Цветные домики», «Цветные пуговки», «Цветные животные», «Транспорт»;
Маркеры игрового пространства «Магазин», «Модное ателье», «Салон красоты», «Автомастерская, «Ферма», «Лес»;
Тактильное игровое пособие «Домашние животные»;
Тактильные сенсорные мячики с разными наполнителями;
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный Осьминожка», выполненное заботливыми руками наших родителей;
Сенсорные коврики «Зима»; «Огород»;
Сенсорные коробки по сезону;
Многофункциональные вязаные игрушки на руку собачка Тяпа и обезьянка Чита (для запуска речи, сюрпризных моментов, проведения артикуляционной гимнастики);
Сенсорные бассейны с различными наполнителями (крупой, фасолью, которую дети могут пересыпать, находить мелкие игрушки, сортировать, рисовать на ней пальчиками, природным материалом, камешками Марблс).
Наряду с развивающими пособиями, описанными выше, в своей работе мы используем различные дидактические игры и упражнения, такие как: «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, пазлами, с мыльными пузырями, водой и другие.
В этом году мы обогатили нашу развивающую среду многофункциональными по своим развивающим качествам играми на липучках «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет?», «Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы», «Найди Машу», «Разрезные фигуры», «Разрезные картинки», «Волшебный мешочек», «Матрешка», «Какой детали не хватает?», «Что пропало?» и другие.
Таким образом, через многократное последовательное выполнение практических упражнений на развивающих пособиях и оборудовании достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, в своей работе мы используем наглядный материал, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения, активизации познавательной и речевой активности.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
Дети с нарушениями в развитии, в связи с сенсорными расстройствами, воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные. Для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. Связано это с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за перцепцию.
В течение учебного года повышала и распространяла свой педагогический опыт: постоянно ведется работа по самообразованию, обмен опытом на районных и межрегиональных конференциях. Эта работа направлена на повышение профессиональных качеств, для восприятия и реализации инновационных идей.
Список использованной литературы:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
2. Войлокова Е. Ф. «Сенсорное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
3. Миненкова И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И. Н.
4. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учебн. -метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др. ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. - Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 - с. 86-92.4. Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. - Мн. : БелАПДИ - Открытые двери, 1997; 131 с.
5. «Педагогика, которая лечит» Составители: Битова А. Л., Борисовская О. Б. «Теревинф», Изд. Москва 2013г.
6. Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 408-410. - URL https://moluch.ru/archive/113/29087/ (дата обращения: 28.11.2018).
7. Сумнительная С. И., Сумнительный К. Е. «Домашняя школа Монтессори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.