Елена Анацкя
Открытое занятие по лексико-грамматике в старшей группе ДС для детей с ОВЗ «Путешествие в страну слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну слов»
Задача: Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры.
Цели: Закрепить понятия: слово, звук, слово-предмет, слово-действие.
Закрепить навык образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ик.
Закрепить понятие родственные слова, формировать навык словообразования.
Закрепить навык составления простого нераспространенного предложения по схеме.
Публикация «Открытое занятие по лексико-грамматике в старшей группе ДС для детей с ОВЗ „Путешествие в страну слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Продолжить формировать умение четко произносить слова, сочетая их с движениями пальцев рук.
Оборудование: рыбки из фетра, камешки, предметные картинки, прищепки двух цветов, плакат дерево, раскраски, презентация.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Игры с мячом «Пальчики здороваются». (Слайд 1)
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой.
- Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну слов. Хотите отправиться со мной?
- Пойдем дорогой трудной, дорогой непрямой. Приготовились, пошли… (звучит музыка из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» минусовка)
- Вот мы и очутились с вами в волшебной стране. Посмотрите, как здесь красиво!
- Что мы видим? (Ответы детей). (Слайд 2)
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нет!
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас
Мы назовем словами.
(Шибаев)
2. Слова-предметы.
- Подскажите мне, что мы называем словом? (То что имеет значение, что то обозначает).
- К-к-к. Что я произнесла? Звук? Слово?
- Кот. Что это? (Слово) Что оно обозначает, какое значение имеет?
- Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто)
- А как мы спросим о предметах неживого мира? (Что)
- Посмотрите, что это у меня? Символ чего? Какого слова? (Слова-предмета)
- (Слайд 3) В нашей волшебной стране есть река, но в ней никто не живет. Сейчас подойдите ко мне, возьмите в ведерке по одной рыбке, подумайте и назовите слово-предмет, которое отвечает на вопрос: Кто? и отпустите рыбку в речку. (Дети выполняют задание по очереди). Мы с вами назвали предметы какие? Живые.
- А теперь вернитесь ко мне, возьмите в корзинке по одному камешку, зажмите в правом кулаке, подумайте и назовите слово-предмет, которое отвечает на вопрос: Что? И положите камешек на берег реки. (Дети выполняют задание по очереди). Это предметы какие? Неживые.
3. «Назови ласково».
- А вы в гости ходить любите?
- Так как страна у нас волшебная, то мы с вами отправимся в гости к Гному и Гномику. (Слайд 4) Но в гости без подарков не ходят. Приготовим подарки.
- Желтый конверт с зеленым квадратом возьмет Дима…
(Дети по образцу дают друг другу инструкции). (В конверте предметные картинки больших и маленьких предметов с суф. –ик).
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Пискливый, маленький (Комар). (Загадка к предметной картинке, если ребенок неправильно назовет предмет)
4. Слова-действия.
- Посмотрите, это символ какого слова? Слова-действия. Какой вопрос зададим? (Что делает) С этими же словами составим предложения по схеме. Сколько слов будет в наших предложениях? (Два: слово-предмет и слово-действие).
- (Дом стоит. Домик стоит.)
5. Динамическая пауза. Мини театрализация. (Дети берут по две прищепки разных цветов и воспроизводят действие по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками»). (Слайд 4)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела,
- Голова пока цела.
6. Родственные слова.
- Посмотрите, какое дерево в нашей волшебной стране. Наступила весна, набухают почки, появляются листочки, а наше дерево стоит голое. Я вам открою секрет: на этом дереве растут слова. А какие мы сейчас узнаем. Послушайте загадку: (Слайд 5)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыба)
Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба)
- Как мы скажем про маленькую рыбу? (Рыбка, рыбешка)
- Рыба большого размера? (Рыбина, рыбища)
- Как назовем человека, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов)
- А женщины ловят рыбу? Как назовем женщину, которая ловит рыбу? (Рыбачка)
- Дети ловят рыбу? Как назовем мальчика, который ловит рыбу? (Рыбачок)
- Суп, сваренный из рыбы? (Рыбный)
- Ловить рыбу? Как скажем по-другому (Рыбачить)
-Послушайте: Рыбак, рыбачка, рыбка, рыбина, рыбный, рыбачить.
- Какое слово спряталось во всех этих словах? (Рыба)
- Мы разместим его у корней нашего дерева. Оно росло, росло, на нем появились ветки, веточки. На кроне дерева мы разместим другие слова, часть слова у них звучит одинаково, вспомним их…
-Дима, возьми картинку и назови слово. (Дети выполняют задание). Такие слова называют словами-родственниками или родственными словами.
- Пришло время возвращаться.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
-.Ребята, где мы сегодня с вами побывали, что видели, о чем говорили?.
(Детям дарятся раскраски «Родственные слова»)