Путилова Ольга Владимировна
Открытое занятие по познавательному развитию «Приключения в музее народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей посредством использования произведений народного творчества.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о различных промыслах декоративно- прикладного искусства;
2. Продолжать знакомить детей с промыслами народно-прикладного искусства : Дымково, Гжель, Хохлома, Русская матрешка;
3. Формировать навык умения различать особенности, характерные для различных промыслов;
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию „Приключения в музее народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
4. Развивать мышление, память, внимание, воображение;
5. Развивать диалогическую речь, связную речь, дикцию;
6. Активизировать словарный запас;
7. Развивать артистичность, выразительность речи, движений;
8. Развивать любознательность, познавательный интерес;
9. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
10. Формировать интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками;
11. Воспитывать художественно - эстетические чувства при ознакомлении детей с изделиями народно-прикладного искусства.
Доминирующая образовательная деятельность: «Познание».
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей с дымковской игрушкой, с изделиями из хохломы и гжели, историей их возникновения, процессом изготовления, разнообразием изделий, элементами росписи;
2. Чтение стихотворений и загадок о русских промыслах;
3. Экскурсия в музей «Русская изба», «Малахитовая комната»;
4. Закрепление навыка составления дымковского узора на силуэте дымковской игрушки, вырезанной из бумаги;
5. Разучивание физ. минутки «Село Дымково»;
6. Разучивание стихотворений о дымковской, хохломской и гжельской росписи.
Детская деятельность в образовательном процессе: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, продуктивная.
Оборудование и материалы:
- Экспонаты для музея : матрешки, дымковские игрушки, посуда, предметы, расписанные под хохлому и гжель; Изо – планшеты, пальчиковые краски, влажные салфетки (для работы в парах); Проектор (для показа слайдов); Макеты объемных фигур из пенопласта, элементы различных росписей, сделанные из цветной бумаги с двухсторонним скотчем;
Творческие работы детей по прикладному творчеству; Музыкальный центр; Ноутбук;
Костюмы: Баба Яга, Матрешка, Русский народный; Информационное дерево с портретами детей (для рефлексии);Конверты с заданиями.
Методы и приемы: объяснение, пояснение, вопросы, показ, игровой прием.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (ответы детей) От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).
Воспитатель: А какая она, наша страна? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, наша страна Россия, это наша с вами родина, она самая красивая, самая прекрасная. И живут в этой стране очень талантливые люди. Сегодня я не зря нарядилась в русский народный костюм! Ведь мы отправимся с вами в удивительное путешествие по музею и полюбуемся работами русских мастеров. Мы с вами тоже не раз становились русскими мастерами. И мастерили много красивых работ, которым тоже нашлось место в нашем музее.
Мы посмотрим! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди! Мастера!
Воспитатель: Ой, ребята! А музей, который я вам приготовила, пропал! Что же интересно случилось? (звучит тревожная музыка и в зал «влетает» на метле Баба Яга)
Баба Яга: Фу-фу-фу! Ну-ну-ну!
Ничего я не пойму!
Ну-ка! Глазом….
Носом, ухом (оглядывается по сторонам)
Снова пахнет русским духом! (с удивлением)
Все попрятала, украла!
Почему же снова тут,
Веет, веет русский дух!
Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга! Опять твои проказы?
Баба Яга: О-о-о! Кто такие? Что пришли? Что хотели? Что нашли? (ответы детей с помощью воспитателя)
Воспитатель: Мы – начинающие мастера! Ребята с детского сада, пришли полюбоваться русскими народными промыслами. Ни вредничай! Верни нам музей, Баба Яга!
Баба Яга: Нет! Нет! Нет! Просто так я не верну! (лезет в карман)
Сейчас задания найду! Если правда – мастера!
Все отгадаете сполна!
И расскажете, и докажете!
И мастерство свое покажете!
Все, ребятки, полетела! У меня еще есть дело! (отдает конверты с заданиями воспитателю и «улетает»)
Воспитатель: Ребята, что же мы будем делать? Как вы думаете, мы сможем справиться с заданиями Бабы Яги? (ответы детей)
Давайте тогда посмотрим на экран и вспомним, какие народные промыслы мы знаем ( Просмотр слайдов на экране: Матрешки, Гжель, Хохлома, Дымка)
Ну что, открываем первое задание? (Воспитатель достает загадку из конверта и читает ее)
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это… (Хохлома) (дети отгадывают загадку)
Воспитатель открывает первый столик с музейными экспонатами «Хохлома». Дети рассматривают, любуются.
Физминутка (игра на деревянных ложках под хохлому)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Давайте открывать второй конверт! (во втором конверте загадка про матрешку)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — ….(Матрешки)
Воспитатель читает загадку, дети отгадывают.
Воспитатель открывает второй столик с музейными экспонатами «Матрешки» (Дети любуются красотой матрешек, обсуждают красоту и разнообразие)
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами посчитаем, сколько же сестричек – матрешек в самой большой матрешке? (считают вместе с воспитателем)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Давайте открывать третий конверт (Воспитатель достает загадку из конверта и читает ее)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно,с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми,синими,
Нежными,красивыми. (Гжель) Воспитатель читает загадку, дети отгадывают.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием (Воспитатель открывает третий столик с музейными экспонатами «Гжель»)
Воспитатель: Давайте открывать четвертый конверт с заданием.
Все игрушки – не простые,
А волшебно расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Ребята, про какую игрушку спрашивает Баба Яга? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба Яга спрашивает, где делали красивую глиняную игрушку. Давайте покажем?
Физминутка «Село Дымково». (Дети садятся в рассыпную, складывая руки перед головой, изображая крышу дома).
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас осталось последнее задание. Баба Яга просит показать, как рисовали на дымковской игрушке русские мастера. Работа детей в парах. (Дети садятся за столы напротив друг друга и рисуют на прозрачных изо – планшетах элементы дымковской росписи). Воспитатель помогает, подсказывает геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! (открывает последний «Заколдованный столик» с дымковскими игрушками). Дети любуются музеем в совокупности делятся впечатлениями, обсуждают, кому, что больше нравится.
Появляется матрешка в сарафане без орнамента. Везет с собой большую тележку с объемными фигурами (тоже без орнамента) : чайная чашка (гжель, дымковская барышня. Матрешка плачет.
Воспитатель: Здравствуй, Матрешка! Что у тебя случилось? Расскажи, почему ты плачешь?
Матрешка:
Здраствуйте! (Плачет)
К вам пришла ребята я
Знаю, вы мои друзья (Плачет)
Баба Яга нас обхитрила,
Водой волшебной окатила.
Все рисунки облетели,
Вы помочь бы мне сумели?
Воспитатель: Конечно поможем! Не плачь, матрешка! Давай сюда все элементы росписей. Ребята разберутся. (Работа в подгруппах. Дети должны правильно распределить росписи по игрушкам и прикрепить по своим местам.)
Матрешка: Ой, спасибо вам ребята! Помогли!
Буду я теперь опять красотой своей сверкать!
Можно с вами посижу?
На музей ваш погляжу?
Воспитатель: Конечно Матрешка, посиди, полюбуйся нашим музеем.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие по музею? (ответы детей) Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями Бабы Яги? (ответы детей) Давайте с вами подойдем к нашей яблоньке и приклеим лепесточки. Кому очень понравилось приключение – приклеивает на свое яблочко зеленый лепесточек, кому приключение не понравилось – приклеивает синий лепесточек.
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
(звучит веселая музыка, в зал «залетает» Баба Яга с подносом сладких пирожков)
Баба Яга: Поспешила к вам я, крошки!
Ох, устали мои ножки!
Долго к вам я собиралась,
И красиво наряжалась!
Отскоблила грязь от тела,
Платье лучшее надела,
Вилкой волосы чесала,
Да к чудо печке забежала.
Рассказала ей, что да!
Есть в России мастера!
Печь сказала: «Ну, дела!»
Пирожков передала.
Все! Садитесь на метлу! Я Вас в группу увезу!