Приложение МААМ

Открытое занятие по развитию речи «Звук [Р’]. Этот загадочный подводный мир» в подготовительной группе

Ольга Артемьева
Открытое занятие по развитию речи «Звук [Р’]. Этот загадочный подводный мир» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Этот загадочный подводный мир!», звук Рь

Цели:

-закрепление представления о букве Р и звуках Р-Рь, умения различать согласные звуки и буквы, согласные звуки по твердости –мягкости;

- развитие фонетико-фонематических процессов;

-активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов;

-совершенствование умений производить сложные виды звукового и слогового анализа, применять мыслительные операции к словесному материалу;

-изменять слоговой состав слов;

- расширение словаря;

-совершенствование умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной установкой (звук, слог, схема);

Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Звук [Р’], Этот загадочный подводный мир“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-развитие диалогической речи, грамматического строя;

-обогащение опыта чтения;

-развитие памяти, мышления, воображения, тонкой моторики.

Возрастная группа: подготовительная

Предварительная работа:

Беседа о водном мире «Что такое подводное царство»; рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий с изображением морских обитателей; чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, произведений о подводном мире; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир»; разучивание скороговорки «В озере - карп, а в море - краб», беседы о поездках детей к реке, морю; д/и «Кто где живет?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию»,

Словарная работа: батискаф, акваланг, нарвал, угорь, гидрокостюм, иллюминатор

Материалы и оборудование: глобус; аудиозапись «Море»; пазл «Подводная лодка»; картинки обитателей моря; игрушка рыбка; картинки, а внизу название - фотоаппарат, видеокамера, кастрюля, ласты, маска, акваланг, солнцезащитные очки, гидрокостюм, чемодан; карточки с обозначением звуков р и рь и буквы Р; картинки со стихами про Р ; картинки-морской угорь, нарвал, тигровая акула, морская звезда; карточки со слогами: мор-ской у-горь, с буквами: Н-а-р-в-а-л; звуковые схемы разных слов, одна из которых подходит к слову нарвал; карточки со словами: кальма_, уго_, пузы_, мото_, яко_, _ыба, к_аб, дайве_, мо_е, тиг_овая акула; звуки р и рь-карточки по 10 штук; индивидальное задание: ко_абль, иллюминато_, мо_як, мо_ская че_епаха+звуки р и рь по 5 штук; сундучок, угощение; карточки со «словами»: бары, ремо, кушрака, руспа, бойпри, калод, алкарус, лакамба

Литература:

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», Москва, Баласс, 2014;

В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада» Мозаика-Синтез Москва, 2013

«Энциклопедия животных для малышей» Росмен 2008

Картинки и загадки в сети Интернет.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины (берет глобус.) А вот наш помощник.

-Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая? (ответы детей)

Воспитатель: Если на глобус Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться - Вода!

Если мы посмотрим с вами на глобус, какого он цвета? (Дети - Разноцветный).

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер). Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю CD с записью звуков моря.)

Воспитатель: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие на морское дно (подводная лодка, батиплан, подводные аппараты, батискаф, морские машины-иллюстрации)

Предлагаю сложить пазл-картинку и узнать на чем мы с вами отправимся в подводное путешествие (на подводной лодке).

Выберите предметы в названии которых есть звуки р и рь, которые мы возьмем с собой в подводное плавание (картинка,а внизу название- фотоаппарат, видеокамера, кастрюля, ласты, маска, акваланг, солнцезащитные очки, гидрокостюм, чемодан)

В картинках, которые мы выбрали встречаются звуки р и рь. Охарактеризуйте их.

(Р-согл, зв,тв и рь-согл, зв, мягк-воспитатель крепит картинки со звуками на доску)

Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт рыба, похожая на змею. Надо собрать слово, чтобы узнать, что это за рыба (мор-ской у-горь) Показ картинки. Эта рыба-хищник. Обитает как в холодных морях, так и в теплых течениях разных океанов. Обитает угорь около берега и на небольшой глубине.

Воспитатель: Угорь перепутал слова. Давайте поможем ему разобраться в словесной путанице.

(Детям предлагаются карточки со «словами»: бары, ремо, кушрака, руспа, бойпри, калод, алкарус, лакамба)

Воспитатель: Ребята, морской угорь предлагает нам поиграть в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [рь] в слове».(Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, нарвал, креветка, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек, угорь.)

Наша лодка у берегов Арктики. И к нам подплывает интересное животное. Это млекопитающее, кит со спиралевидным бивнем на голове. У меня было название этого животного, только, к сожалению, слово рассыпалось. Предлагаю вам сложить название этого кита. (Н-а-р-в-а-л)

Посмотрите, на картине изображен нарвал. Давайте послушаем, как звучит слово нарвал. Произнесем его. Сколько звуков в слове нарвал? Назовите их? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? Как можем охарактеризовать звуки в этом слове? Давайте разделим слово на слоги хлопками. Какая из предложенных схем подойдет к этому слову?

Я вам сказала, что кит-это животное. Кто сможет сказать почему? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде).

Физкультминутка

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг (Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движения ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар. (Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.)

А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара.)

А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.)

Гостей встречает осьминог.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас догнала тигровая акула (иллюстрация). Акула нас с вами не пускает дальше путешествовать, пока мы не выполним задание.

У вас лежат карточки со словами. Вам нужно разбиться на пары и подобрать какой звук в слове встречается р или рь и разбить слово на слоги.

(Слова-кальмар, угорь, пузырь, мотор, краб, якорь, дайвер, рыба) + тигровая акула (слово для всех под картинкой с акулой)

А для Лолиты (ребенок с высоким уровнем освоения программы) отдельное задание: (6 слов)

Как выдумаете, чем отличаются звуки Р и Рь? На письме они обозначаются буквой Р. (картинки со стихами про Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палочке осторожно

Нарисуем мы кружок

И получится флажок.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Воспитатель: Мы выполнили задание. А теперь давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. А это кто? (показ игрушки рыбки)

Воспитатель: Рыбка предлагает нам с ней поиграть. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?»

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».

Воспитатель: Молодцы, отпустим рыбку плавать.

Мы спустились с вами на самое дно океана. Отгадайте, какого обитателя морского дна мы еще с вами встретили.

Загадка:

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне. (Морская звезда)

Звезды могут быть различных цветов и разных размеров. Тело морских звезд имеет, в зависимости от вида, от 5 до 40 рук. Если вы перевернете звезду на спину, вы сможете увидеть более 15000 трубок-ног. Эти ноги в конце имеют присоски, которые присасываются к поверхности, чтобы подняться или ползать по ней. Морская звезда – это живое существо. Лучики – это ноги с присосками, с помощью которых она передвигается. А еще она открывает ими раковины и питается. Морские звезды бывают красными, желтыми, синими, яркими.

Морская звезда тоже хочет с вами поиграть.

Игра «Живое слово»

Ребята, а живые слова вы видели? Хотите ими стать? Тогда играем (выбираем по желанию 4 детей и выстраиваем предложение из 4 слов: «Аквалангисты спустились на морское дно»). Дети называют по порядку свои слова и выстраивают предложение. Придумайте свое предложение со словом МОРЕ.

Назовите слова, связанные с морем,где есть звук Р или Рь. (карточки со звуками).Давайте вспомним, какой буквой они обозначаются на письме?

Вы справились со всеми заданиями, которые вам предложили морские обитатели. А теперь нам пора вернуться в группу. Закрываем глаза. Звучит шум прибоя (MP3запись)

Посмотрите, море подарило нам на память о путешествии сундук. С чем же он, давайте посмотрим (сюрпризный момент-угощение или игра на память).

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе с 6 до 7 лет «Подводный мир» Задачи: 1. Формировать умение выкладывать по схемам: подводную лодку и морских обитателей из конструктора ТИКО, «нетающие льдинки» В. В. Воскобовича,.

Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Подводный мир» Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: «Подводный мир» Задачи: Образовательные:.

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир»Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир» Программное содержание. Цель: Дать представление об обитателях подводного мира. Задачи. Обучающие: 1. Расширить знания детей о представителях.

Конспект занятия по развитию речи «Подводный мир» Развивающие задачи: Цель: - Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. - Воспитывать умение,.

Открытое занятие по развитию речи «Маша идет в школу» в подготовительной группе Конспект занятия по «Развитию речи» в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: «Маша идет в школу» Доминирующая образовательная.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Проект в подготовительной группе «Этот загадочный снег» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица Актуальность: Издавна людей интересовали.

Проект «Этот загадочный мир — космос» Актуальность проекта: Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Этот загадочный космос»Проектная деятельность в подготовительной группе «Этот загадочный космос» «Космос» Вид проекта: обучающий, информационный. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитатель, дети,.

Конспект занятия по лепке «Такой разнообразный и загадочный подводный мир»Конспект занятия по лепке «Такой разнообразный и загадочный подводный мир» Занятие по лепке. Подводный мир. Цель:Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни. Задачи: Образовательная:Сформировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по развитию речи «Звук [Р’]. Этот загадочный подводный мир» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 марта 2019 в 19:30
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по развитию речи «Звук [Р’]. Этот загадочный подводный мир» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Артемьева (УИ 938884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД