Инна Жукова
Открытое занятие с элементами ТРИЗ — РТВ (младший дошкольный возраст) «Дедушка Егор в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие с элементами ТРИЗ – РТВ
(младший дошкольный возраст).
ДЕВИЗ ТРИЗ :
«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Средство работы с детьми – педагогический поиск.
Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»
Занятие - не форма, а поиск истины»
Тема: «Дедушка Егор в гостях у ребят».
Цели и задачи:
- развитие творческого воображения;
Публикация «Открытое занятие с элементами ТРИЗ — РТВ (младший дошкольный возраст) „Дедушка Егор в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- формирование системности мышления;
- обучение поиску оснований под построение собственных квалификаций объектов материального мира;
- создание условий для формирования основ творческой личности;
- обучение методам решения различных типов творческих задач.
Предполагаемые результаты:
- активизация познавательной деятельности;
- создание мотивационных установок на проявление творчества;
- обогащение словарного запаса: оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами;
- повышение гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята сегодня, я для вас приготовила необычное задание…
Стук в дверь.
Воспитатель:
Ой, кто это к нам спешит?
Заходит дедушка.
Дедушка :
Здравствуйте внучата. Я дедушка Егор. Шёл я по дорожке да устали ножки, решил в детский сад к вам зайти отдохнуть.
Воспитатель:
Пожалуйста, дедушка, устраивайтесь, поудобнее. Я тут как раз ребятам ящик принесла, да не обычный, а сказочный. Если, ребята, верные вопросы будут задавать, то, даже не заглядывая в него, угадают, что за фрукт лежит внутри него.
Игра с «Сенсорным ящиком»
Правила игры:
В сенсорном ящике спрятан лимон.
Дети должны угадать, задавая вопросы и используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) что лежит в ящике. На вопросы детей отвечает воспитатель.
Ход игры:
Вопросы детей могут быть следующими:
Зрение:
Какой он формы?
Какого он цвета?
Какого он размера?
Сколько у него частей?
Осязание:
Какой он на ощупь?
Слух:
Он издает звук?
Обоняние:
Он пахнет?
Какой запах у этого предмета?
Вкус:
Это съедобный предмет?
Какой он на вкус?
Воспитатель:
Правильно ребята, это лимон. Давайте подумаем, на какие ещё фрукты похож лимон.
Игра «На что похоже»
Правила игры:
Воспитатель называет объект, а дети называют объекты похожие на него по следующим признака (опираясь на схемы) : по назначению (по функции, по подсистеме (части фрукта, по форме.
Ход игры:
Воспитатель (показывает схему «Назначение (функции) :
Для чего нужен лимон?
Ответы детей.
Воспитатель:
Назовите ещё фрукты с таким назначением.
Ответы детей.
Воспитатель (показывает схему «Подсистема (части объекта) :
А теперь используем эту схему. Что она обозначает?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно схема подсистемы, то есть мы должны указать части, из которых состоит лимон.
Ответы детей.
Воспитатель:
Из каких частей состоит лимон.
Ответы детей.
Воспитатель:
Назовите фрукты похожие по подсистеме на лимон.
Ответы детей.
Воспитатель (показывает схему «Форма») :
Что определяет следующая схема?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, форму. Какая форма у лимона? Назовите фрукты такой же формы.
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы ребята! А теперь попробуйте в волшебном мешочке найти предметы только овальной формы.
Дедушка :
Милые мои, а что это вы всё про фрукты, да про фрукты говорите. Я целую зиму овощами питался, которые у меня на огороде выросли. Приглашаю и вас к себе на огород.
Дети выходят в центр группы.
Воспитатель:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу - прыг. Через ямку – скок.
Хорошо, что не упали. Куда же мы попали!
(Дети выполняют действия согласно стихотворному тексту).
Дедушка :
На огород.
Физкультминутка «Огород»
На огороде качены –
Вот такой величины! (дети разводят руки широко в стороны)
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки! (дети присаживаются и встают 3раза)
Толстый жёлтый кабачок
Солнцу показал бочок.
Показал животик, спинку.
И разлёгся на перинке (дети ложатся на ковёр переворачиваются на спину, бок, живот).
Дружный наш огород
Веселится и поёт (попеременная ходьба и прыжки).
Дедушка :
Все овощи на огороде хороши, кроме огурчиков. Огурцы в этом году уродились маленькие, скрюченные да кривые.
Воспитатель:
Ребята давайте изобразим, какие у дедушки уродились огурцы.
Игра «Импатия»
Правила игры:
Дети должны представить себе объект, про который говорит ведущий. Изобразить его, ответить на вопросы ведущего.
Ход игры:
Представьте себя огурцами. Изобразите такие огурцы, про которые я говорю.
На огурцы редко светило солнышко. Огурцам неуютно на грядке. Что чувствуют огурцы? (Им холодно, они дрожат, они обижены).
Огурцы забыли полить, оставили в жаркую погоду без воды. Что чувствуют огурцы? (Им жарко, им плохо, они злятся).
Огурцы укрыли от сильного ветра. Что чувствуют огурцы? (Им приятно, что за ними ухаживают, они радуются).
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Спасибо, дедушка, хорошо у тебя на огороде. Но нам пора в детский сад возвращаться.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки,
Шли, шли, шли
В детский сад пришли.
Дети садятся на места.
Воспитатель линейно выставляет на доске предметные картинки, на которых изображены овощи.
Воспитатель:
Ребята я хочу с вами немного поиграть. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель:
Загадала я один овощ, а вот какой предлагаю отгадать вам. Задавайте вопросы.
Игра «Да – нет»
Правила игры:
Воспитатель загадывает один объект. Дети отгадывают его, выясняя с помощью вопросов (вопросы, должны быть составлены таким образом, чтобы ответ мог быть или «да» или «нет»). Воспитатель отвечает «да» или «нет».
Ход игры:
Вопросы детей могут быть следующими:
Этот овощ круглой формы?
Этот овощ находится в центре ленты?
Этот овощ на вкус кислый?
Из этого овоща можно сварить борщ?
Этот овощ горький?
И др.
Дети отгадывают овощ.
Дедушка :
Спасибо, вам ребята. Отдохнул немного, поиграл, да вас послушал.
Дети провожают дедушку.
Воспитатель:
Молодцы ребята, расскажите какой фрукт мы сегодня в «Сенсорном ящике» нашли? Какой овощ изображали? Какой овощ я загадала?
Ответы детей.