Каянэ Мнацаканян
Открытый показ. НОД по духовно нравственному воспитанию (средней группе)
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Хлеб – всему голова»
Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)
Области интеграции: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы.
Форма ОД - беседа
Цель: Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека.
Задачи:
дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разновидности (познание);
развивать умение с помощью схемы-модели составлять рассказ (коммуникация);
развивать внимание, память, мышление;
Публикация «Открытый показ, НОД по духовно нравственному воспитанию (средней группе)» размещена в разделах
совершенствовать навыки связного высказывания (коммуникация);
актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;
воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании (социализация).
Материал: Посылка, изделия из муки (хлеб, печенье, бублики, сушки, пирожки, батон и т. д.); картинки с изображением сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор, сеялки, машины и т. д.);
Словарная работа: хлебороб, хлебобулочные изделия.
Предшествующая работа:
Чтение детских произведений: Л. Кон «Пшеница», «Рожь»; Я. Дергунов «Руки человека»; «Колос», «Слепая лошадь»;
Рассматривание иллюстраций о хлебе, сельскохозяйственной техники;
Методические приё мы:
1. Мотивация к деятельности:
а) В группу вносят посылку, в ней находятся хлебобулочные изделия.
б) Загадывание загадки.
а) Рассказ по схеме «Откуда хлеб пришёл?»
б) Игры «Что нужно для работы хлебороба?», «Кто больше назовёт?»
3. Рефлексия:
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Дети сидят на ковре.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель вносит посылку, с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла, посылка. Как вы думаете, что в ней?
Ответы детей
Воспитатель : К посылке прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Для того чтобы узнать, что находится
в посылке, вам необходимо отгадать загадку»
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом.
(Хлеб)
Воспитатель : Давайте откроем посылку и посмотрим, правильно ли мы отгадали загадку.
(открывают посылку и достают хлеб)
Воспитатель : Посмотрите действительно хлеб, какой румяный, мягкий, ароматный. А вы хотите узнать, как хлеб к нам пришёл?
Может, он на дереве вырос или на грядке?
Дети: (варианты ответов детей)
Воспитатель : Я вам сейчас расскажу сказку о хлебе.
Бывает и так: быль да небыль переплетаются, сказка с присказкой встречаются. Вот и в сказке о хлебе так было.
Жила-была в нашем городе Крымске семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был.
Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному.
В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороди, был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестё р: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал.
А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся.
Там Яблоки, Сливы, Груши.
Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?
— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.
И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.
Возможные ответы детей: Хлеб, калачи, печенья.
Воспитатель. А как вы думаете почему, калачи, пирожки, ватрушки, - называют хлебобулочные изделия?
Возможные ответы детей: Все эти изделия сделаны из муки (хлеба)
Воспитатель. Ребята, послушайте одну историю.
Рассказ ситуации.
«Один мальчик взял кусок хлеба, несколько раз откусил и стал играть
хлебом (катал по столу как машину, мял его, щепал и т. д., поиграл и бросил»
Обсуждение ситуации
- Как поступил мальчик? Как бы поступили вы на его месте?
- Почему надо бережно относиться к хлебу, как вы думаете?
Воспитатель. Ребята, было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из разной шелухи, лебеды. И хлебушек давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь.
Воспитатель. Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь?
Ответы детей.
Пальчиковая игра.
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Рефлексия: Беседа по вопросам
Кто выращивает хлеб, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба, труден ли труд хлебороба; а что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель : Давайте подойдём к мольберту и рассмотрим схему «Откуда хлеб пришёл?»
Воспитатель : Что нужно, чтобы вырастить хлеб?
Возможные ответы детей: Вспахать землю, посеять зерно, ухаживать за всходами.
Воспитатель. А кода вырастет зерно, кто его убирает?
Возможные ответы детей: Комбайнёры убирают, водители увозят зерно на элеватор.
Воспитатель. Что делают с зерном на элеваторе?
Возможные ответы детей: Сушат зерно, сортируют.
Воспитатель. Куда дальше везут зерно?
Возможные ответы детей: Зерно везут на мельницу, где из зерна делают муку, (перемалывают).
Воспитатель. Куда дальше везут муку?
Возможные ответы детей: Муку везут на пекарни, где пекут хлеб.
Физкультминутка
«Колоски» (рефлексия)
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети присаживаются).
- Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками, (дети встают, поднимают руки вверх).
-Колоски тянутся к солнышку (дети протягивают руки вверх).
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски ( дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру - дидактическая игра
«Что нужно для работы хлебороба?»
Воспитатель. Для того чтобы вырастить хлеб, как вы думаете кто и что помогает человеку выращивать хлеб?
(Высказывания детей)
Воспитатель : Предлагаю детям отобрать картинки с изображение разной техники, выбрать только технику сельскохозяйственную.
Воспитатель : Откуда сельские жители взяли технику?
Возможные ответы детей: В городах, есть заводы, где делают тракторы, машины, комбайны, косилки.
Воспитатель : Да, город и село не могут существовать друг без друга.
Воспитатель : Мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовёт?»
Воспитатель объясняет правила игры: у меня есть волшебный «колобок» вы будете передавать его друг другу и называть хлебобулочные изделия.