Ольга Мокрова
Открытый показ НОД по познавательному развитию в средней группе «В лабораторию к Профессору Почемучкину»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
Тема: «В лабораторию к профессору Почемучкину»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Открытый показ НОД по познавательному развитию в средней группе „В лабораторию к Профессору Почемучкину“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные:
• дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидимый, прозрачный, не имеет запаха, легкий, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• подвести к пониманию того, что воздух есть внутри нас и вокруг нас;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
• обогатить словарь детей новыми словами.
Развивающие :
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
• развивать память, речь, интерес к познавательной деятельности;
• развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь,
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Оборудование:
• ноутбук
• диск
• магнитная доска
• музыкальное сопровождение
• посылка
• заказное письмо
• «профессорские» шапочки (по количеству детей)
• халаты (по количеству детей)
• карточки – символы
Демонстрационный и раздаточный материал:
• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей)
• стаканчики с водой (по количеству детей)
• коктельные трубочки (по количеству детей)
• пустые стаканы (по количеству детей)
• бумажные салфетки
• ёмкости для воды (по количеству детей)
• кораблики из пенопласта с бумажными парусами (по количеству детей)
• сосуд – «море» для корабликов (2шт)
• вееры (по количеству детей)
• воздушные шарики (по количеству детей) для сюрприза, 1шарик для профессора
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за ветром – движением воздуха, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр презентации «Лаборатория великих открытий»
Методы и приё мы:
• практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, водой,корабликами,
• словесные: беседа, объяснение, художественное слово, загадка, вопросы.
• наглядные: использование рисунков-символов, ИКТ – технология.
• практические: игровые упражнения, психогимнастика, здоровье сберегающая технология – дыхательная гимнастика, подвижная игра, релаксация.
• игровые: сюрпризный момент, игровая мотивация
• метод похвалы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Красная Горка
Районное методическое объединение для работников
дошкольного образования Колышлейского района
Конспект НОД по познавательному развитию
«В лабораторию к профессору Почемучкину»
Возрастная категория детей:
средняя группа
Воспитатель: Мокрова Ольга Ивановна
Квалификационная категория: I
08.12.2016 год
с. Красная Горка
Логика построения организованной деятельности детей
Перед началом занятия, дети вместе с воспитателем сидят на ковре рассматривая альбом «Я и моя семья»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Придумано кем-то мудро и просто
При встрече здороваться: Доброе утро!
Солнцу и птицам: Доброе утро!
Улыбчивым лицам: Доброе утро!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте всем нашим гостям скажем «Доброе утро!»
1. Организационный момент
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)
Дети в группе встали в круг
Приветствие: Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,
Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся.
Постановка цели, игровая ситуация.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая коробка у нас в группе, что это? (посылка) «Послание для детей средней группы» Это, наверное, нам (открывает) Что это?
Дети: диск
Воспитатель: Интересно, что на диске может быть? Посмотрим!
(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)
(Звучит музыка)
Почемучкин : Здравствуйте, ребята. Я - профессор Почемучкин.
«Я целый день тружусь в лаборатории. Но у меня возникли некоторые проблемы. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха? Пожалуйста, помогите мне»
Воспитатель: Ребята, поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, а вы видели воздух? Я предлагаю превратиться в учёных. Оденем «профессорские шапочки» и отправимся в лабораторию. Вы согласны? А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. В лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения: вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде. Надеваем белые халаты. Готовы! Вместе со мной произносим слова:
Вокруг себя мы повернёмся - раз, два, три. вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.
Воспитатель: Теперь мы не мальчики
Теперь мы не девочки
Я не воспитатель!
Мы теперь кто?
Дети: настоящие учёные!
Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей лаборатории. Можем приступать к нашим великим открытиям!
Воспитатель: Послушайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите сейчас воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: невидимый!
Выставляем карточку – символ на доску (глаз перечёркнут)
Воспитатель: А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете, а получится у нас поймать воздух ладошками? Попробуйте! Не получается.
Воспитатель: А я вас сейчас научу.
Воспитатель: Проходите к первому столу для проведения эксперимента. Стол №1
Опыт №1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель: Посмотрите, что у нас приготовлено на столе? (полиэтиленовые пакеты) Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз (складывают). Смотрите, какой он тоненький. Там действительно ничего нет. Давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. На что стал похож пакет с воздухом?
Дети: он похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его, что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет, то выпустим из него воздух, и пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод 1. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете.
Воспитатель: А сейчас давайте выясним, какого цвета воздух? Мы видим, что пакет заполнен воздухом и он не имеет цвета. Значит, господа учёные, какой сделаем вывод?
Дети: воздух – не имеет цвета, безцветный, прозрачный
Воспитатель:
Выставляем карточку-символ на доску (цветное пятно перечёркнуто)
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей) Давайте проверим. Понюхайте воздух носиком, Чем пахнет?
Дети: ничем
Воспитатель: Значит, воздух не имеет запаха.
Воспитатель: выставляем следующую карточку – символ (нос перечёркнут)
Воспитатель: Итак, мы доказали, что воздух существует, он невидимый, бесцветный, не имеет запаха.
Воспитатель: Для проведения следующего эксперимента пройдём к столу № 2
Опыт №2 «Воздух легче воды» Стол №2
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе в полиэтиленовом пакете - вода. В такой же пакет, я поймаю воздух. Пакеты, по размеру одинаковые? А теперь сравним их по весу. Какой тяжелее? (где вода). Какой лёгкий? (где воздух) Воздух легче воды.
Вывод 2. Воздух легче воды. Запишем наше открытие с помощью карточки схемы –весы.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, учёные? Давайте проверим.
Проходите ко третьему столу для проведения эксперимента. Присаживайтесь. Стол №3
Опыт № 3. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: А что они делают?
Дети: Они поднимаются на верх!
Воспитатель: Это пузырьки воздуха! Молодцы! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит из нас. А поднимаются они наверх потому, что воздух легче воды.
Вывод 3. Вот мы и доказали, что оказывается воздух живет и внутри нас.
Воспитатель: Выставляем карточку – символ на доску (человек)
Воспитатель: Но как воздух к нам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Дыхательная гимнастика «Обдуваем плечи» Звучит музыка
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполнять упражнение 5-10 раз.
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха. (закрывают рот и зажимают пальцами нос)
Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Вывод: Человек не может жить без воздуха
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что воздух живёт внутри нас. А интересно, есть ли воздух в предметах, которые нас окружают? Пройдёмте к столу №4
Опыт №4
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руке? (стакан)
- Есть в нём что – нибудь? (нет, он пустой)
- Давайте проверим. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Держать стакан нужно ровно. Погрузите стакан полностью под воду. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Почему бумага в стакане осталась сухой? (в стакане был воздух, и он не пустил воду)
Воспитатель: Вывод № 4 : Пустой стакан был полон воздуха! Воздух есть в предметах, которые нас окружают, даже если они кажутся пустыми.
Воспитатель: Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки (пустой стакан)
Физминутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями, (
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами (руки через стороны вверх)
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит. (руки в стороны, круговые вращения рук)
Наклоняются колосья — (наклон вперёд, вниз, плавно качают руками влево,вправо)
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад, руки на поясе)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся)
Воспитатель: подойдём к столу №5
Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде (дети опускают кораблики в тазики с водой)
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть (дети дуют на кораблики)
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Веером толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть (дети машут веером приводя в движение кораблики)
Воспитатель: А где можно увидеть движение воздуха или по другому – ветер?
Дети: На улице. От ветра качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака.
Вывод № 5: Воздух может двигаться. Запишем это открытие с помощью такой карточки-схемы (качающееся на ветру дерево)
Воспитатель: На этом наши опыты и эксперименты закончились. Давайте подойдём к доске, где записывали наши открытия с помощью карточек – символов и закрепим полученные записи.
Вывод 1. Воздух существует, но он невидимый.
Вывод 2. Воздух бесцветный, прозрачный.
Вывод 3. Воздух не имеет запаха
Вывод 4. Воздух - легче воды
Вывод 5. Воздух живёт внутри нас и человек не может жить без воздуха.
Вывод 6. Воздух находится в предметах, которые нас окружают.
Вывод 7. Ветер – это движение воздуха
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы сегодня помогли профессору Почемучкину узнать, что такое воздух и его свойства. Я думаю, он будет доволен вами. Эти карточки – символы я отправлю профессору по почте заказным письмом (вкладывает в конверт, зачитывает адрес, как доказательство ваших открытий.
Воспитатель: Давайте снимем профессорские шапочки, халаты, аккуратно всё положим, возможно, мы ещё сюда вернёмся. А теперь пора нам возвращаться в детский сад, в нашу группу.
Вокруг себя мы повернёмся - раз, два, три. Вперёд немножечко пройдёмся и в группе мы окажемся.
Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. Устали? Опять вы девочки и мальчики, а я – воспитатель! Я предлагаю вам отдохнуть. Садитесь на ковёр, закрывайте глаза, послушаем красивую, спокойную музыку (звучит музыка).
Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. (по окончании музыки дети открывают глаза)
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз! (в руках воспитателя – воздушные шарики)
Что это? (воздушные шарики) Это лёгким ветерком к нам их придуло. А что внутри шариков? (воздух) Ветерок наполнил воздухом шарики и решил вам их подарить.
Воспитатель: Один шарик оказался лишний. Ребята, может быть, мы подарим этот шарик профессору на память о нас? Вы не против?
Дети: да, конечно
Воспитатель: Я думаю, профессор будет рад вашему подарку.
Воспитатель: Вы идите играть с воздушными шариками, а я пойду на почту, отправлю письмо и воздушный шарик профессору Почемучкину