МААМ-картинки

Конспект урока по обществознанию в 11 классе «Избирательные системы в демократическом обществе»

Татьяна Степанова
Конспект урока по обществознанию в 11 классе «Избирательные системы в демократическом обществе»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по обществознанию в 11 классе

Тема: Выборы в демократическом обществе.

Цель урока : - Познакомить учащихся с принципами

избирательного права в демократическом

обществе.

- Развивать умение логически мыслить, анализировать,

моделировать, решать проблемные задачи; способствовать

выработке навыков исследовательской работы.

- Содействовать формированию активной гражданской позиции.

Публикация «Конспект урока по обществознанию в 11 классе „Избирательные системы в демократическом обществе“» размещена в разделах

Основные понятия: Выборы, мажоритарная система,

пропорциональная система, смешанная система, абсентеизм.

Оборудование: Конституция Р. Ф.

Ход занятия.

I. Мотивация: рассказывается притча о ценности выбора.

«Бог создал ДОБРО. Посмотрел на свое создание. Оно понравилось ему оно было таким светлым и большим, чистым и приятным, оно несло покой и умиротворение, оно вселяло надежду и несло любовь. Всемирное вселенское, абсолютное ДОБРО, такое красивое и жизнеутверждающее!

И Бог подарил ДОБРО людям. Люди приняли дар. Бог был доволен, что наградил сыновей своих счастьем…

Прошло время. Бог взглянул на Землю. И увидел он, что нет больше на Земле людей. Ее населяли какие-то другие существа – почти бестелесные, они потеряли многие навыки и знания, присущие прежнем людям. Развитие мира остановилось и даже пошло вспять. Ангелам не надо было заботиться о хлебе насущном. Они не страдали и не любили друг друга. Они даже перестали любить самого Бога! Всю их сущность без остатка заполняло ДОБРО.

И тогда Бог в гневе освободил людей, не сумевших воспользоваться великим даром, от ДОБРА, и дал им абсолютное ЗЛО! То, что стало с людьми, когда они приняли этот дар понять невозможно. Ибо человеческий мозг не в состоянии объять Хаос, а тем более описать его.

Бог увидел, что и ЗЛО не дало человечеству счастья. И тогда Бог махнул на все рукой, смешал ДОБРО со ЗЛОМ и кинул все это на Землю.

Прошло время. Бог взглянул на землю. И увидел он, что живут на Земле люди! Крепнет и растет род человеческий. Люди страдают и блаженствуют, любят и ненавидят, преисполняются надеждами и впадают в отчаяние, тоскуют и ликуют. … а самое главное – люди не забыли Бога! Они превозносят его в разных ипостасях по всей Земле! Они молятся ему и несут свои самые сокровенные мысли и желания. Они безмерно благодарны Богу».

- Сделайте вывод из данной притчи.

( Возможные ответы:

- Люди благодарны Богу за данную им возможность выбирать.

- Право выбора ценно для людей.

- Это возможность проявить свою самостоятельность и независимость.)

II. Из истории выборов

В сентябре этого года были выборы в ГД. Какова же предыстория такого явления, как выборы. (Сообщение приложение № 1).

III. Что такое выборы.

- Ребята, попытайтесь дать свое определение понятия «выборы» и запишите его в тетрадь.

( Возможные ответы:

- Это волеизъявление граждан.

- Это способ формирования власти.

- Выражение власти народа.)

Обобщение : Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, способ формирования органов государственной власти, осуществляемого в соответствии с конституцией РФ и федеральными законами.

IV. Основные принципы выборов.

Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным принципам, которые нельзя менять.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

(Учащиеся записывают в тетрадь)

1. Всеобщность выборов. (Работа со статьей 32 Конституции Р. Ф.

- какое право дает гражданам Конституция)

(Участвовать в управлении государством

непосредственно или через представителей;

избирать и быть избранным, участвовать

в референдуме)

- кто может, а кто не может участвовать в

выборах?

(Участвовать в выборах могут все граждане

достигшие 18 лет, психически здоровые и не

содержащиеся в местах лишения свободы)

2. Принцип равенства. (Каждый избиратель имеет только один голос)

3. Прямое избирательное право. (Каждый избиратель голосует

непосредственно за избираемого

кандидата.)

4. Тайное голосование. (Исключается давление на избирателя в момент

голосования)

5. Альтернативность. (Возможность выбирать из нескольких

кандидатов

- можете ли вы назвать кандидатов на пост

президента Р. Ф. на предстоящих выборах)

6. Демократичность выборов (Она заключается в том, что выбирает

народ и что должностные лица избираются

на определенный срок.

- согласно статье 81 Конституции Р. Ф. На

какой срок избирается президент)

Попробуем убедиться в необходимости указанных принципов. Представьте себе ситуации:

Ситуация 1.

Избирательное право в государстве имеют только граждане мужского пола – мужчины в возрасте от 30 до 60 лет. Случалось, ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?

Ситуация 2.

Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек и следит за тем, возле фамилии какого кандидата ставится галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

Ситуация 3.

Избирательный закон разрешает одному человеку проголосовать за другого, т. е. сосед может проголосовать за соседа, родственник за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ситуация 4.

В бюллетени для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

Возможные ответы учащихся: нарушение принципов всеобщности выборов, когда для участия в выборах установлен имущественный, возрастной образовательный или национальный ценз; нарушение тайны голосования, давление на избирателей; фальсификация результатов выборов, нарушение демократичности; безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать.)

ВЫВОД: Выборы не гарантируют демократичности общества. важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.

VI. Типы избирательных систем.

Существуют два основных типа избирательных систем : мажоритарная и пропорциональная, но возможен и третий вариант – смешанная.

Избирательные системы

мажоритарная пропорциональная

смешанная

(учащиеся заранее подготовили сообщение об избирательных системах.)

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ

При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40 % голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либирально-социал-демократическим партийным объединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов – абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если не один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов – представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Например, если кандидат от одной из партий собрал 40% всех голосов, от второй – 20%, от третьей – 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20%, 10%, мест в парламенте.

Вторая разновидность пропорциональной системы. Избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Швеции, (в России с декабря 2007 г., она является стимулом для небольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране.

Смешанные избирательные системы.

О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания, затем применялась пропорциональная система.

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва прошли 17—19 сентября, завершившись в единый день голосования 19 сентября 2021 года.

Выборы прошли согласно смешанной избирательной системе : по партийным спискам (225 депутатов) и одномандатным округам (225 депутатов). В 225 одномандатных округах было суммарно выдвинуто 2296 кандидатов, зарегистрированы 2011 из них. Госдуму, партийный список должен набрать более 5% голосов.

Я предлагаю вам сегодня представить себя в роли гражданина достигшего совершеннолетия, в роли избирателя. Представьте, что вам предстоит участвовать в выборах.

Каков алгоритм действий грамотного избирателя? Что он должен сделать для того, чтобы определить за какую партию ему проголосовать? Каковы ваши идеи? (обучающиеся заранее получают задания составить агитационный материал,для кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу и от политических партий. Раздают

Сначала выступают одномандатники, а затем представители партий.

В ходе работы записываем алгоритм избирателя

Алгоритм действий избирателя

• Изучить информацию о партии на официальном сайте

• Выяснить зарегистрирована ли партии в Минюсте

• Проанализировать программу партии

• Проанализировать деятельность партии и ее лидера

• Сделать вывод

Работа групп.

Учитель: У вас на столах лежат файлы с листами бумаги, на которых выдержки из программ политических партий. Ваша задача, проанализировав выдержки из программ партий, выделить по три сильные и слабые стороны программы, на которые вы хотели бы обратить внимание избирателей, которым предстоит сделать выбор. Ваше выступление – 1 минута.

Учитель: По закону результаты выборов обнародуются. Мы с вами как грамотные избиратели можем подсчитать, сколько мест займет та партия, за которую мы отдали свой голос. Ребята, в соответствии с правилами пропорциональной избирательной системы, подсчитайте, сколько мест получит ваша партия в соответствии с результатами нашего голосования.

В реальных выборах

Партия "Единая Россия" по итогам выборов получила 324 мандата, из которых 126 – по федеральным избирательным округам и 198 – по одномандатным избирательным округам.

КПРФ по итогам голосования получила 57 мандатов, из которых 48 – по федеральным избирательным округам и 9 – по одномандатным избирательным округам.

Партия "Справедливая Россия – за правду" получила 27 мандатов, из которых 19 – по федеральным избирательным округам и 8 – по одномандатным избирательным округам.

ЛДПР получила 21 мандат, из которых 19 – по федеральным избирательным округам и 2 – по одномандатным избирательным округам.

Партия "Новые люди" получила 13 мандатов – только по федеральным избирательным округам.

Учитель: Сегодня на уроке мы выяснили, что роль избирателя достаточно сложна. Но для сохранения демократии граждане должны участвовать в выборах. Используя прием «Корзина идей» Предложите, что необходимо делать в государстве и обществе, чтобы граждане ходили на выборы.

Учитель: Активная роль граждан зависит и от того насколько развита пропаганда активной гражданской позиции в обществе. Придумайте плакат, листовку, агитку, призывающую граждан идти на выборы.

VII. Абсентеизм.

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это – выборы.

Однако не все граждане желают участвовать в выборах. Существует понятие абсентеизм – добровольный отказ от участия в голосование.

Данные по выборам депутатов Государственной Думы федерального собрания РФ.

Год 1995 2021

Число избирателей, принявших участие в голосовании 69 614 693 Более 56 млн человек

% от общего числа избирателей, внесенных в списки для голосования 64,76% 51,72%

Признание выборов состоявшимися При принятии участия в голосовании не менее 20% от списочного состава избирателей.

.

Проблема отказа от участия в выборах является актуальной не только для России, и решают ее по-разному. В Италии, Бельгии, Дании, Австралии, Нидерландах и некоторых других странах выборы обязательны, за неявку на выборы предусмотрена ответственность: либо порицание, либо лишение избирательных прав, либо штраф. Правильно ли это?

- Каким будет ваше мнение о том, что «выборы должны быть добровольными» или «выборы должны быть обязательными»?

- Существует ли проблема абсентеизма сейчас? Какие изменения, на ваш взгляд, происходят?

Наши социологи провели социологический опрос: о явке на выборы. По результатам опроса сделали выводы: (зачитывают. Приложение № 3).

VIII.

Класс делится на две группы

1 группа

«Я будущий избиратель»

Задание

Какими качествами должен обладать государственный деятель?

Возможные ответы 1 группы:

Профессионализм; информированность; способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс; умение и готовность проявлять инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность; обладание политической интуицией; влияние на политический процесс должно быть реальным, а не мнимым; способность словами и действиями увлекать за собой людей; честность и порядочность.

IX. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с избирательным законом, принципами избирательного права, узнали, что такое мажоритарная и пропорциональная системы выборов.

Заполните, пожалуйста, карточки.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Чему научились?

4. Что, по вашему мнению, мешает россиянам активно участвовать в выборах?

5. Что может изменить отношение к выборам?

X. Задание на дом.

«Избирательный бюллетень сильнее пули»

А. Линкольн

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Система формирования органов власти путем выборов зародилась в эпоху античности: в Афинах выбирали архонтов и стратегов, в Риме – консулов и народных трибунов.

Голосовали по-разному. В одних случаях поднятием руки, в других – имя человека, за которого голосовали, писали на глиняных черепках и бросали их в специальные урны. В Древней Спарте существовал так называемый «детский способ» голосования, когда избранным считался тот, за кого громче всех кричали. Древни германцы, в пору существования у них военной демократии, избирая вождя, голосовали звоном оружия.

Но с упадком античной цивилизации в прошлое ушло и народовластие с системой выборов. На смену ему приходит монархическая форма правления, которая со временем перерастает в абсолютную, то есть не ограниченную монархию.

Но людям свойственно стремление к правде и справедливости. В недрах абсолютизма зарождаются ростки демократии. В XIX веке во многих странах Европы вступают в действие Конституции, которые несколько ограничивают власть монархов. Представительные органы власти формируются путем выборов. Однако избирательные системы еще далеки от совершенства. Избирательное право предоставлялась немногим. Его имели от 7 до 20 % населения в стране. Права избирателя ограничивались имущественным или образовательным цензом. Избирательного права не имели военнослужащие, жители колоний, женщины и другие категории населения. И только в XX веке складываются демократические системы выборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ

При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40 % голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либирально-социал-демократическим партийным объединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов – абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если не один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

По результатам опроса сделали вывод о том, что люди молодые – до 25 лет, имеющие в основном среднее, незаконченное высшее или высшее образование, готовы прийти на выборы. На вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь о выборах?» отвечают: «Да, знают». Большая часть из них собирается идти голосовать, так как считает, что таким образом они определяют свое будущее. Это долг гражданина.

Однако среди молодых людей есть небольшой процент (3% опрошенных) таких, которые считают, что от них ничего не зависит, и на выборы не пойдут.

Люди среднего возраста (имеющие в основном среднее или высшие образование) на вопрос: «Знают ли они что-нибудь о выборах?» отвечают, что знают многое о кандидатах. В своем выборе многие определились. Голосовать пойдут обязательно. Так как их волнует социальная и экономическая ситуация в стране и будущее их детей.

Люди пожилого возраста, то есть 60-80 лет, имеющие в основном начальное или семилетнее образование, реже высшее, на вопрос: «Знают ли они что-нибудь о выборах?» отвечают, что будут выбирать президента. За ходом предвыборной кампании следят, смотрят программы новостей. На вопрос: «Пойдут ли они на выборы?» отвечают: «Да, пойдут», так как им не безразлично, что будет завтра.

Общий вывод: Из 30 опрошенных 29 человек пойдут голосовать,

т. е. 96,67 %. От уровня образования избирателей не зависит уровень их политической сознательности.

Публикации по теме:

Конспект урока 1 сентября в 9 классе «Моя будущая профессия» Конспект урока в 9 классе. 1 сентября «Моя будущая профессия». 1. Организационный момент. Нежарким солнышком согреты, Леса ещё листвой одеты.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 0» Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0» Тема: Число и цифра 0. Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Никитушкина Ирина Петровна ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево 8 «Б» класс Обществознание Тема: «Долг совесть» Цель урока: • сформировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по обществознанию в 11 классе «Избирательные системы в демократическом обществе»
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 14:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по обществознанию в 11 классе «Избирательные системы в демократическом обществе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Степанова (УИ 2813306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД