Наталия Довгань
Исследовательская деятельность в рамках проекта «Откуда берутся звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках проекта "Откуда берутся звуки" я провела с детьми такую исследовательскую деятельность
Музыкальный руководитель:
Дети, вы попали в Страну чудес, где живут необычные жители – звуки.
Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.
Выберите среди лежащих на столе предметов:
- деревянные: - палочки, кубики,
- постучите ими,
Публикация «Исследовательская деятельность в рамках проекта „Откуда берутся звуки“» размещена в разделах
- определите свойства звука (сухой, теплый,
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
деревянные звуки.
- стеклянные: - стеклянные стаканы,
- постучите ими друг о друга,
- постучите по ним ложкой,
- определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый,
тонкий,
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
стеклянные звуки (окно, зеркало).
- металлические: - связка ключей,
- позвените ими,
-определите свойства звука (яркий, призывный,
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
металлические звуки.
- шуршащие: - лист бумаги,
- смять ее,
- порвать ее,
- найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать
шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят
щеткой,
- определите свойства звука (тихие, незаметные)
Дидактическая игра «Что звучит?»
Цель: определение предмета по издаваемому звуку.
Ход игры: В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).
Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка)
Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.
Ход игры: Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые, выясняет, какие из них могут издавать музыку.
Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.
Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки - шумелки» - шум (немузыкальные звуки)
Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки»
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Музыкальный руководитель:
Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,
«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.
Пение мальчика (муз.)
Скрип двери (не муз.)
Звучание женского хора (муз.)
Шум моря (не муз.)
Подметание пола щеткой (не муз.)
Стук мяча (не муз.)
Игра на скрипке (муз.)
Игра на фортепиано (муз.)
Шум трактора (не муз.)
Звучание симфонического оркестра (муз.)
«Свойства шумов»
Музыкальный руководитель:
Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.
Задание 1 .
Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.
Задание 2.
Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.
Деревянные связка ключей
Стеклянные дом
Пластмассовые посуда
Металлические стакан
Задание 3.
Найдите наиболее точные определения шумов.
Набор карточек – шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.
Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.
Общение «Что такое звуки?»
Музыкальный руководитель:
Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море?.
Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?
Дети делятся воспоминаниями.
Музыкальный руководитель:
Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.
А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?
Дети: Звук.
Музыкальный руководитель:
Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.
Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.
А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.
Значит, если дрожит – то звучит.
Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море.