Папки-передвижки

Занятие по речевому развитию для старших дошкольников «Относительные прилагательные»

Юлия Макарова
Занятие по речевому развитию для старших дошкольников «Относительные прилагательные»

В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т. д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие, мышление и воображение.

Публикация «Занятие по речевому развитию для старших дошкольников „Относительные прилагательные“» размещена в разделах

Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к предмету.

Какие это могут быть отношения – признаки?

Материал, из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата);

место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы);

назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей) и др.

Что приготовим?

-Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т. п.

Варенье для Карлсона

- Карлсон больше всего любит варенье из ягод. Я буду показывать изображения ягод, а вы говорите, какое варенье любит Карлсон. (Земляничное, клубничное, малиновое).

Капризные куклы

Перед детьми несколько кукол.

-Все куклы любят кашу. Послушайте и запомните, из какой крупы любят кашу куклы.

Логопед от лица кукол говорит:

-Я люблю кашу из риса (пшена, гречки).

Далее дети называют любимую кашу каждой куклы:

-Рисовая (пшенная, гречневая).

В чём ошибка?

Педагог целенаправленно допускает ошибки в подборе относительных прилагательных (смородинный сок, мандаринный сок и т. д., а дети исправляют.

Чего не стало?

Перед детьми выкладываются картинки с изображением различных соков. Правильно подбираются относительные прилагательные. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку. Дети должны догадаться, чего не стало. (Не стало яблочного сока. Нет апельсинового сока и т. д.)

С какого дерева листочек?

-Помоги лисичке назвать, какие листочки она собрала (подойдет любая мягкая игрушка и картинки).

-У лисы дубовый лист, кленовый…

Обведи и назови

Ребенок обводит настоящие листья или рисует их с помощью трафарета и называет, какие листья он нарисовал (кленовый, рябиновый).

Осенний букет

-Не просто листья назови, а сосчитать их поспеши.

-Один кленовый лист, два кленовых листа… пять кленовых листьев…

Какие бывают леса?

-Если в роще растут берёзы (дубы, осины, ивы, клёны, то как называется эта роща? - Берёзовая роща (дубовая, осиновая).

Аналогично проводят игру со словами «аллея», «ветка», «полено» :

-Аллея из лип – липовая…

-Ветка осины – осиновая…

-Полено из дуба – дубовое…

Мастерилка

Взрослый предлагает ребенку смастерить человечка (зверька, используя природный материал (желуди, листья, веточки, шишки).

Когда работа будет закончена, ребенок рассказывает, что ему понадобилось для работы:новая ветка, еловая шишка…

Угадай

Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

-Найди шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.

Кукольная одежда

Для игры понадобится одежда из разных тканей. Попросите ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например: «Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и. т. п.

Что в мешочке?

Взрослый кладет кукольную одежду из разных тканей в мешочек (предметы могут быть знакомы ребенку). Ребенок должен на ощупь определить и назвать предмет прежде, чем вынет его из мешка.

Помоги портнихе

Взрослый демонстрирует ребенку лоскутки ткани, просит определить, что это за материал и придумать, что можно сшить из такого материала.

-Это шелковая ткань. Из шелка можно сшить юбку, блузку…

-Я бы сшил шелковую рубашку, льняные шорты, трикотажную футболку…

Я начну, а ты продолжи

Игру удобнее проводить с показом предметов одежды из разных тканей.

Взрослый начинает предложение:

-Мама купила…

Ребенок продолжает:

-… шелковое платье.

-Папа надел… (кожаную куртку).

-Аня связала… (шерстяной шарф).

И т. д.

Аппликация из ткани

Ребенок выполняет аппликация из лоскутков, затем рассказывает, какие ткани были использованы в работе (можно предложить уже готовую работу).

Из чего сделана посуда?

На картинках нарисованы предметы посуды. Назови материал, из которого они сделаны. Можно рассмотреть ту посуду, которая находится дома на кухне.

Вилка из металла - металлическая.

Стакан из стекла —. (стеклянный).

Нож из металла —. (металлический).

Чашка из фарфора —. (фарфоровая).

Блюдо из глины —. (глиняное).

Ваза из хрусталя - …

Что звучит?

Перед ребенком кружки из разных материалов и разных размеров: стеклянная, пластмассовая, железная, керамическая. Взрослый предлагает аккуратно постучать по ним деревянной палочкой и запомнить, какой получается звук. Затем ребенок отворачивается (либо кружки закрываются ширмой). Взрослый стучит, а ребенок пытается угадать, какая кружка «запела».

Один – много

Одна пластмассовая кружка – много пластмассовых кружек, одна алюминиевая кастрюля - …, один чугунный горшок - …

Кто больше?

Взрослый предлагает назвать как можно больше предметов посуды, которые могут быть сделаны из стекла (дерева, металла).

-Стеклянный чайник, поднос, салатник…

-Стеклянная чашка, тарелка, солонка…

-Стеклянные чашки, блюдца…

-Стеклянное блюдо, …

Назови и объясни

Перед ребенком масленка, сахарница, солонка…

Взрослый просит правильно назвать эти предметы, объяснить их назначение и рассказать, из какого материала они изготовлены.

-Это пластмассовая масленка. Она нужна для хранения масла. И т. д.

Наведи порядок

Перед ребенком предметы посуды из разного материала. Педагог предлагает разложить все предметы на несколько групп и объяснить, какие предметы ребенок объединил в группу и почему.

Рассматриваем картинки

Читая ребенку книги, обращайте внимание на то, из чего могут быть сделаны изображенные предметы.

Вспомните сказку «Три поросенка». Какие домики построили братья?

Играем с пальчиками

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

-Вспомни все игрушки, о которых говорилось в стихотворении.

-Какие они? (Машина – железная, мяч – резиновый).

Весёлый мяч

Взрослый называет материал, из которого сделаны предметы, а ребенок сообщает, какой получится предмет. Игра проводится одновременно с перебрасыванием мяча.

Шкаф из дуба — дубовый шкаф; суп из гороха — гороховый суп; сапоги из резины — …; игрушка из пластмассы — …; одеяло из ваты — …; коробка из картона — …; печь из кирпича — …; папка из бумаги — …; хлеб из ком из снега — …; кольцо из серебра — …; солдатик из олова — ….

Сравни-ка

Взрослый подбирает пары предметов из разных материалов (пластмассовая и металлическая крышки, деревянная и стеклянная ложки, деревянная и пластмассовая линейки, деревянная и металлическая расчески, бумажный и пластиковый пакеты, глиняная и стеклянная чашки). Ребенку требуется рассказать, чем похожи предметы, а чем отличаются.

В какой магазин пойдем?

-Чтобы купить игрушки, пойдем … в игрушечный магазин.

-Чтобы купить овощи, пойдем… (в овощной).

-Чтобы купить книги, пойдем…

-Чтобы купить товары для спорта, пойдем…

Список литературы

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 128с.

2. Александрова Т. В. Практические задания по формирования грамматического строя речи у дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48с.

3. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М. : Школьная Пресса, 2002.- 120с.

4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2005. – 192с.

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, 2003.

6. 1000 загадок /Сост. Н. В. Елкина и др. – Ярославль, 2005. – 224с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с родителями «Поможем кошке»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с родителями «Поможем кошке» Цель: развитие познавательно-речевой активности детей. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Фотоотчет о конкурсе для педагогов ДОУ «Лучший лэпбук по речевому развитию дошкольников»Фотоотчет о конкурсе для педагогов ДОУ «Лучший лэпбук по речевому развитию дошкольников» В рамках годовой задачи "Развитие речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой" в ДОУ прошел конкурс "Лучший ЛЭПБУК.

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонентаЗанятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонента Цель: знакомство детей с музыкальными инструментами используемыми донскими казаками. Задачи: - развитие речи детей, обогащение словарного.

Лэпбук «Зима» по познавательному и речевому развитию младших дошкольниковЛэпбук «Зима» по познавательному и речевому развитию младших дошкольников Зима. Как много снега на улице!Можно кататься на санках и лыжах;лепить снеговика и любоваться красивыми снежинками!А как ведут себя животные.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Проект по познавательно-речевому развитию «Творчество Агнии Барто в жизни дошкольников» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Название проекта: Проект по познавательно-речевому развитию «Творчество Агнии Барто в жизни дошкольников» Авторы и.

Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Здравствуй, Зимушка-зима«Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Здравствуй, Зимушка-зима« Развивающее квест-занятие по речевому развитию в подгот-ной группе с использованием инновационной технологии по мнемотехнике Тема: «Здравствуй,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию для старших дошкольников «Относительные прилагательные»
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 16:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД