Получи документы

Овладение связной речью детьми с ТНР подготовительного к школе дошкольного возраста

Сергеева
Овладение связной речью детьми с ТНР подготовительного к школе дошкольного возраста

Овладение связной речью детьми с ТНР подготовительного к школе дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками (особенно для детей с нарушениями речи) является формирование связной речи. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь. Для них она намного сложнее, чем разговорно-обиходная речь.

Публикация «Овладение связной речью детьми с ТНР подготовительного к школе дошкольного возраста» размещена в разделах

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В идеальном варианте речь детей должна быть непосредственной, живой и эмоционально выразительной.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня развития (овладения) связной речью. Ибо связная речь – это связность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка.

Дети, овладевшие связной речью, менее молчаливы, застенчивы. Они легко общаются со сверстниками, взрослыми; они уверены в себе. Им доступна и монологическая, и диалогическая речь. Они с удовольствием демонстрируют инонациональную выразительность речи: силу голоса, мимику, пантомимику.

Кроме того, дети легче устанавливают связи с окружающими людьми, определяют и регулируют нормы своего поведения, что является решающим условием для развития его личности.

Формы организации обучения связной речи для детей старшего, подготовительного возраста могут быть различными: игры, занятия, наблюдения, экскурсии.

Задачи и содержание включает в себя:

1. Составление описательных рассказов (по картине, предмету, сюжетной картинке, пейзажной картинке).

2. Составление повествовательного рассказа (связный рассказ об определенных событиях и из личного опыта).

3. Работа с загадками:

- отгадывание авторских загадок с четким объяснением (почему это действительно правильный ответ)

-придумывание описательных загадок на заданную или свободную тему) как на занятиях, так и в игре…

4. Придумывание окончание рассказа (развивает не только связную речь, но и творческую выдумку и фантазию).

В обучении составления рассказов широко используется: алгоритмы, таблицы мнемотехники и т. д. В тяжелых случаях, приходится использовать примерный образец.

5. Пересказ.

О нём мы поговорим подробнее…

В процессе работы над пересказом у ребенка развивается и совершенствуется внимание и память, логическое мышление, активный словарь, интонационная выразительность речи. И что не мало важно, развивается интерес к речи литературной, то есть речи, содержащей эпитеты, сравнения, метафоры, и элементы фольклора (мелодичность, напевность и т. д., что, так или иначе воспитывает интерес и любовь к родному языку.

При работе над пересказом:

1. Выразительно читаем текст

- по ходу объясняем незнакомые слова;

- обращаем внимание на «красивые слова» и обороты речи;

- рассматриваем иллюстрации;

- задаем несколько уточняющих вопросов по содержанию текста.

2. Прочитываем текст второй раз и даём установку на запоминание текста.

Варианты пересказа:

1. Близко к тексту (с использованием оговорённых ранее «красивых слов» и выражений);

2. Краткий пересказ (рассказать основное содержание рассказа, не исказив его сути);

3. Выборочный пересказ (рассказать определенный кусочек текста, отвечающий на поставленный вопрос);

4. Пересказ по частям (развивает не только связную речь, но и стимулирует развитие внимания. Ведь воспитатель может в любой момент предложить пересказ другому ребёнку);

5. Пересказ в лицах (на мой взгляд, это самый интересный и полезный вариант пересказа)

- Причина первая: детям интересно! А где интерес, там желание и результат.

-Причина вторая: в процессе пересказа развивается не только монологическая (слова автора) речь, но и диалогическая (общение героев произведения)

-Причина третья: развиваются творческая выдумка и фантазия (какой мимикой и понтамимикой сопроводить своего героя); внимание, память (вовремя вступить в диалог, воспроизвести необходимый текст). Закрепляются навыки коммуникативного общения. Элемент игры в «театр» : воспитывают культуру поведения как «артистов», так и «зрителей». Возможность побывать в разных ролях только повышает интерес к данному виду пересказа.

И ещё, после такого пересказа дети легче оценивают поступки героев и намного лучше запоминают текст произведения.

Очень хочется обратить внимание воспитателей на незаслуженно забытые очень короткие, но абсолютно бесценные произведения для пересказа.

1. С. Михалков «Как друзья познаются»

Короткий рассказ о Лисе, Бобре и Кабане. Очень интересные образы…очень интересное поведение… И заключительное слово в рассказе «Почему?» выведет вас с детьми на этическую беседу о дружбе, взаимопомощи и т. д. Детям очень нравится изображать этих героев; разговаривать их голосами и сопровождать речь различными жестами. И анализ произведения всегда получается очень интересным.

2. В. Катаев «Про грибы»

Четыре героя с разными характерами, разным поведением. Сумеете не только оценить их поступки, но и закрепить представления о грибах. А если дополнить пересказ в лицах, с атрибутами – результат порадует всех: и детей, и педагогов.

3. В. Осеева «Плохо»

Всего восемь строчек для пересказывания, всего четыре героя (один из них котёнок, а мораль… Вот где продолжение пересказывания –в беседе. Чем не развитие связной речи. Да и нравственное воспитание никто не отменял…

4. Я. Тайц «По ягоды»

Короткий удивительно добрый рассказ. Не сложен для пересказа, но очень интересен с точки зрения воспитания заботы друг о друге.

5. Я. Тайц «По грибы»

Десять строчек… И громадная польза для воспитания честности и семейных ценностей.

6. М. Болквадзе «Стакан воды»

При чтении (не в обиду автору) лучше заменить детские имена. И снова эмоции, капризы. И размышления о том, как дети относятся к самым старшим членам их семей (бабушкам).

7. Л. Толстой «Косточка»

Приобщение к языку Л. Толстого: простого, доступного. Нарисуйте картинку деревенского быта, где сливы были не частым угощением. Где все просто, мудро и честно!

8. Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

Простой диалог деда и внука. Несколько строк. И это о тех руках, на которых вся жизнь, весь белый свет держится. Неисчерпаемая тема для беседы…

9. А. Свирщинская «Юля спит»

Множество героев с заботой о девочке Юле (и насекомые, и дерево, и собака, и, конечно же, мама… Великолепный материал для пересказа в «лицах». В процессе пересказа дети просто преображаются. Глаза светятся добром и заботой. И эта атмосфера сохраняется в группе очень долго.

10. Д. Лукич «Четыре девочки»

Предельно просто. Доходчиво. Живо и весело. А вот последние фразы призывают к размышлениям…

Это всего лишь несколько примеров литературного материала, который прекрасно подходит к пересказу в «лицах». Кто-то может возразить, что лучше пересказывать сказки. Да, они ярче, более знакомы детям. Но поверьте, одно другому не мешает. Тем более для детей, которые имеют нарушения речи. Для них эти даются проще, вследствие того, что тексты эти очень короткие, простые. Но в каждом из них есть глубокий смысл и великое нравственное начало, которое позволит нам воспитать честного, доброго, неравнодушного человека.

Думаю, сейчас это крайне необходимо!

Литература:

1. Ткаченко Т. А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет, Москва, 2004 г.

2. Ткаченко Т. А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.

4. Глухов В. П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.

5. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.

6. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.

7. Нищева Н. В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017г.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.

Публикации по теме:

Беседа «Такие разные зимы» для детей подготовительного к школе возрастаБеседа «Такие разные зимы» для детей подготовительного к школе возраста Цель: обратить внимание детей на особенности этой зимы в нашем крае Задачи: - повторить с детьми характерные признаки русской зимы;.

Детский мастер-класс изготовления открытки ко Дню защитника Отечества с детьми подготовительного к школе возрастаДетский мастер-класс изготовления открытки ко Дню защитника Отечества с детьми подготовительного к школе возраста Для изготовления такой праздничной открытки ко Дню защитника Отечества нам понадобилось: * альбомный лист сложенный вдвое; * 1/2 тонированного.

Конспект беседы «Как и для чего маскируются животные» для детей подготовительного к школе возрастаКонспект беседы «Как и для чего маскируются животные» для детей подготовительного к школе возраста Материал предназначенного для детей подготовительного к школе возраста и младшего школьного возраста о способности животных приспосабливать.

Конспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Сосна» с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаКонспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Сосна» с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста Сосна Спросите у белки, И скажет она: - Сосновая шишка Отменно вкусна. Спросите синицу, Ответит синица, Что с белкою можно Вполне согласиться.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста о крылатом выражении «Начинать с азов» Выражение начинать с азов означает начинать с самого начала, с самого простого. В этом кроется глубокий смысл! Представьте, что вы хотите.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста о пословице «Яблоня от яблони недалеко падает» Видели ли вы, как яблоня в саду, а на ней созревают, наливные яблочки? Когда яблоко созреет, оно падает на землю. Яблоко тяжелое, ветер.

Конспект ООД «Что такое доброта» для детей старшего и подготовительного к школе возрастаКонспект ООД «Что такое доброта» для детей старшего и подготовительного к школе возраста Цель: обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека. Задачи: - развивать умение делать правильный нравственный.

Конспект НОД «Музыкальные профессии» для подготовительного к школе возрастаКонспект НОД «Музыкальные профессии» для подготовительного к школе возраста Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса, Саратовской области имени Л. Г. Венедиктовой,.

Стенгазета «Корзина витаминов» для подготовительного к школе возрастаСтенгазета «Корзина витаминов» для подготовительного к школе возраста Полезная еда залог здоровья, Об этом знает каждый, стар и млад, В еде здоровой море витаминов, А, витамины это – просто клад! Еду готовим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Овладение связной речью детьми с ТНР подготовительного к школе дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 14:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД