Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Камни в природе»

Наталья Миронова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Камни в природе»

Непосредственно образовательная деятельность

Педагог: Миронова Наталья Викторовна.

Образовательная область: ознакомление с окружающим миром.

Тема : «Простые и ценные камни в природе».

Цель: формировать у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам.

Задачи:

• Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Камни в природе“» размещена в разделах

• Называть свойства (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.)

Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.

• Дать детям первое представление о поделочных камнях. Показать изделия из драгоценных камней. Расширять словарный запас.

Интеграция: СКР, ПР, ФР, ХЭР.

Форма проведения: групповая.

Материалы к занятию:

- набор речных и морских камней

- кусочки гранита.

- сосуд с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

- презентация «Простые и ценные камни в природе»

- аудиозаписи спокойная музыка, «шум волн», «звук ветра»,

Словарная работа: ювелир, грани, драгоценные.

Ход НОД.

1. организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Стук в дверь.

Ребятам вручают письмо: «Вам письмо. Пожалуйста, возьмите».

Воспитатель: Ребята! Посмотрите действительно письмо, а как проверить нам ли оно? (О. д. по адресу).

Воспитатель: Кто знает адрес детского сада? (Забайкальский край, Хилокский район, с. Бада. ул. Советская №46. Воспитатель: правильно. Значит письмо нам. Читает.

«Здравствуйте ребята. Я посылаю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана красной лентой. Посылка уже находится у вас в группе. Вам надо ее найти. До встречи в моем царстве!

Хозяйка Медной горы».

Воспитатель: Ребята надо найти посылку, вы запомнили, какой она формы?

О. д. Прямоугольная формы, зеленая, перевязана красной лентой.

Воспитатель: Ну тогда пошли искать (дети ищут посылку, находят).

Ребята, это наша посылка. Но здесь под ленточкой еще записка. Давайте ее прочтем.

«Открыть коробку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли у дороги ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий-в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

О. д. Камень

Воспитатель: Правильно ли мы отгадали, ребята, давайте посмотрим. (открываем посылку, там камни).

Смотрите ребята, в посылке камни, значит мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте о камнях побеседуем и проведем с ними опыты.

Ребята садятся за столы. На каждом по одному подносу на двоих детей. (камни морские, речные, гранит, кусочек дерева, сосуд с водой, салфетки.

Воспитатель: Камни - это обломки гор. (Слай)

Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках.

Воспитатель: Посмотрите перед вами две горки камней : в одной речные, в другой морские. Как вы думаете, где какие? (Слайд)

О. д: Круглые, гладкие морские, острые шероховатые речные.

Воспитатель:

А почему они такие, послушайте.

Различная форма морских камней и речных определяется прежде всего по характеру воздействия воды на них. Округлая форма морских камней объяснятся тем, что они постоянно перемещаются в зоне прибоя волнами, трутся друг о друга и шлифуются до гладкой и округлой формы. В реке прибойной волны нет и камни обтачиваются потоком воды и имеют неправильную форму с острыми кромками.

Ребята давайте проведем опыты.

Опыт№1.

Воспитатель: Возьмите по одному камушку из каждой горки. Что вы можете сказать о них? (Слайд)

Ребята: Они холодные, шероховатые, гладкие, тяжелые, острые.

Воспитатель: Давайте попробуем зажать камни в руке. Какие они?

Ребята: Тяжелые, шероховатые, острые.

Опыт№2.

Воспитатель:

Давайте приложим к щеке камешки. Что можно о них сказать?

Ребята: Они холодные.

Воспитатель: А камни тяжелые или легкие?

Ребята: Тяжелые.

Воспитатель: А давайте проверим. Но с начало давайте сделаем зарядку.

Физминутка:

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик.

Раз – туда, два – сюда, - выполнять соответствующие движения,

Повернись вокруг себя, проговаривая текст хором.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

Опыт№3, 4; (Слайд)

Ребята, мы сейчас с вами проведем сразу 2 опыта.

На банке с водой ставим маркером метку, опускаем несколько камушков. И что мы видим? О. д: Они тонут, и вода в банке поднялась выше нашей метки.

Воспитатель: Ребята, почему утонули камешки? И поднялась вода?

О. д: Потому что камни тяжелые и у них есть объем.

Опыт№5.

Воспитатель: А теперь ребята, поставьте за банку картинку и скажите вы видите ее через камни?

О. д. : нет.

Воспитатель: Подумайте ребята, почему мы не видим через камни картинку?

О. д. : Потому что камни не прозрачные.

Воспитатель: А теперь, достаньте один камень, положите его на салфетку и скажите камень мокрый, меняет цвет или нет?

О. д. : да меняет. Мокрый он становиться темным.

Воспитатель: молодцы. А теперь давайте проверим камень на прочность.

Опыт№6. (Слайд)

Давайте возьмем, деревянные плашки, гвоздь, и деревянные молотки, и попробуем вбить в них гвоздь.

Забиваем гвоздь в дерево, он легко заходит туда. А теперь берем и пытаемся забить гвоздь в камень. Гвоздь не идет в него.

Ребята: да гвоздь не забился в камень.

Воспитатель: Подумайте, ребята, почему гвоздь не забился в камень?

Ребята: Камень твердый.

Воспитатель :Скажите а когда вы сжали камень в руке, он форму свою поменял?

Ребята: нет.

Воспитатель: Умницы ребята, справились с этим заданием. А теперь скажите мне камни твердые или мягкие.

Ребята: Твердые.

Воспитатель: Итак, мы теперь можем сказать, что камень очень прочный природный материал?

Ребята: да.

Воспитатель: Давайте вспомним и перечислим свойства камней. (Слайд)

Ребята: Камни тяжелые, прочные, шероховатые, гладкие, непрозрачные.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Игра «Верно-неверно».

А теперь поиграем в игру «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:

-Камень тонет в воде.

-Камень прозрачный как стекло.

-Гвоздь нельзя забить в камень.

-Камень лёгкий, как вата.

-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .

-Камень легко разбить, как стекло.

-Камень можно растянуть, как резину.

-Из камня можно лепить, как из пластилина.

-Камень плавает в воде, как дерево.

-Камень можно порвать, как бумагу.

Молодцы! Очень хорошо, вы запомнили свойства камней. А сейчас давайте мы представим, что мы все маленькие камешки. А что будет, если камешки все вместе сложить? (предлагает детям подойти друг к другу поплотнее)

Психогимнастика «Гора и камешки» (слайд)

Цель: Дать представление о том, что вода и ветер могут разрушить горы, развивать воображение.

Ход игры:

Дети - камешки стоят вместе тесно прислонившись друг к другу,- это гора.

Звучит музыка.

Воспитатель: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камни и песчинки. Вот катился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных) потом другой, третий. Гора становится все меньше и меньше. Так гора распалась на камешки и исчезла».

Ребята, если вы будете играть дружно, вместе – вы будете сильными как гора

Воспитатель: Хозяйка всех земных недр очень богата. Если бы не её

камни, люди так и не смогли бы построить прочные дворцы, крепости, мосты» (показ слайдов с изображением каменных построек) (слайды)

Воспитатель: Крепости и башни стояли много лет и по-прежнему прочны. Камни окружают нас повсюду. В горах, среди простых камней оказывается есть камни драгоценные. Их добывают и обрабатывают. А как вы думаете, кто их обрабатывает? А обрабатывают, их ребята, ювелиры. И они превращают их в украшения. Ребята, какие еще бывают камни? (Слайд)

О. д: Драгоценные.

Воспитатель: Кто их обрабатывает? (Слайд)

О. д. : Люди, ювелиры.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение о драгоценных камнях.

Красота и блеск кристаллов

Всем и каждому понятны.

Беглый взгляд они чаруют,

Формы их уму занятны

Много граней у кристаллов,

Блеск, включения, прозрачность.

И волнуют ум пытливый

Цвет, и форм неоднозначность.

Воспитатель: Посмотрите сколько украшений лежит на моем столе (Дети рассматривают изделия из драгоценных камней.)

Воспитатель: Из драгоценных камней ювелиры делают бусы, браслеты, кулоны. (Слайд). Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам в царстве камней у Хозяйки Медной горы? Посмотрите, сколько нового мы узнали о камнях, сколько провели мы с вами опытов. А какие опыты вам больше всего запомнились?

О. д. Когда мы определяли тяжелые камни или нет.

А мне понравился опыт, где мы определяли, что камни прочные. И т. д.

Воспитатель: А теперь ребята давайте уберём свои рабочие места. Ой, ребята, посмотрите, а на дне посылки лежит еще одна записка. Хозяйка медной горы, что то, еще нам написала. Читаем «Ребята, я хочу, чтобы вы прочли сказку И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки».

Хозяйка Медной горы.»

Воспитатель: Мне тоже ребята очень понравилось в царстве камней Хозяйки Медной горы. И очень хочется прочитать эту сказку. А вам ребята?

О. д. : да.

Воспитатель: Тогда после прогулки я вас с ней познакомлю. А сейчас большое спасибо вам за занятие. Вы у меня большие молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лягушка»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лягушка» Цель: расширение представлений о жизни лягушек в природе. Задачи: Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Камни в природе»
Опубликовано: 4 марта 2022 в 16:28
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД