Лидия Стадниченко
Конспект занятия «Ознакомление с предложением» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: старшая группа.
Цель: формировать представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
Задачи:
1. Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»;
- формировать умение составлять и распространять предложение, правильно «читать» его;
- закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с предложением“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- Закреплять умение подбирать слова сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме;
2. Развивающая: Развивать умение произносить чистоговорки с разной силой голоса.
- Развивать слуховую память, связную речь.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению родной речи.
Задачи Деятельность воспитателя Действия детей
1 2 3
Организационный этап (4 мин.)
Введение в ситуацию.
Задача: мотивировать детей на участие в совместной деятельности - Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (появляется Мудрая Сова).
Ей очень понравились ваши рассказы о зиме и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? Тогда нам необходимо потренировать свое дыхание. Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
Вини – Пух обратился к Мудрой Сове с просьбой придумать и подписать горшочек с медом. Это подарок на день рождения ослика Иа. Но горшочек пропал и Вини – Пух просит вас помочь ему его найти. Когда он шел к Сове, то по дороге заходил к многим своим друзьям и не помнит где оставил подарок. Как мы ему поможем?
Правильно, пойдем по следам Вини – Пуха. А по дороге расскажем Мудрой Сове как правильно составлять предложения. Дети вступают со мной в диалог и соглашаются подойти посмотреть.
Дети рассуждают и предлагают варианты решения проблемы.
Побуждать детей вступить в диалог.
Постановка проблемы и мотивация детей, постановка детской цели Ребята, прошлый раз мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
На доску вывешивается карточка 1 «Домик Пяточка» Назовите первое слово, второе? Сколько всего слов в предложении?
В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов.
На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. Что у вас получилось?
Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
Сколько слов в этом предложении? А вы знаете игру «Живые слова»? Мудрая сова предлагает поиграть. Вы будете «живыми словами». Камилла станет словом Полина, Кирилл – словом читает, а Никита – словом книгу. Камилла скажет свое слово и даст руку Кириллу. Кирилл даст руку Никите и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Никита Книгу. Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)
-Арсен, Женя, Полина подойдите ко мне. Подружите между собой слова Пятачок, Вини -Пух, догоняет. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пятачок догоняет Вини -Пуха.)
Проверяем игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Какое слово первое? (Пятачок.)
- Назовите второе слово. (Догоняет.)
-Какое слово мы еще не назвали? (Вини -Пуха.)
-Сколько слов в предложении?
-Сейчас слово «Пятачок» уйдет, остались слова догоняет, Вини -Пуха. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет Вини -Пуха.)
- «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили (предложение). В предложении все слова (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
-Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)
- Как вы думаете мы научили Вини – Пуха составлять предложения?
Физминутка.
Развиваем слуховое внимание. Закреплять умение подбирать слова сходные по звучанию. Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так. Игра «Подбери рифму».
По дороге шел жучок. Песню пел в траве. (сверчок). С неба
все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные …
дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Дети рассказывают
Ответы (предположения) детей
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово
Дети составляют предложения.
Играют в игру.
Развиваем слуховое внимание. Закреплять умение подбирать слова сходные по звучанию. Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так. Игра «Подбери рифму».
По дороге шел жучок. Песню пел в траве. (сверчок). С неба
все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные …
дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Дети рассказывают
Ответы (предположения) детей
Развивать Умение произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Заключительный этап (2 мин.)
Рефлексия
Организация перехода к другому виду деятельности
Организация перехода к другому виду деятельности Вини – Пух благодарит ребят за помощь. Выставляю картинку : «Вини – Пух с бочонком меда». Мудрая Сова придумала предложения
для поздравления ослика Иа.
А какие предложения придумали бы вы?
Мудрая Сова беспокоится о лесных животных и предлагает продолжить путешествие по лесу и узнать что случилось с лесными жителями. Ответы детей