МААМ-картинки

Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников

Надежда Липатова
Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников

"Охранять природу - значит охранять Родину"

(М. Пришвин)

В современном обществе много говорят о патриотизме. Это сложное чувство начинает формироваться у каждого человека с ранних лет. Осознание Родины у дошкольника связано с представлениями о том, что ему близко, понятно и дорого. Это родные люди, детский сад, дорога к дому, яркие цветы на клумбе, птицы на кормушке – все то, что ребенок проживает каждый день. Яркие впечатления от созерцания природы, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Задача педагога научить видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать интерес к природе, желание охранять и приумножать ее богатства. Патриотическое воспитание является одним из главных, инновационных направлений в работе нашего детского сада. Знакомство с природой родного края – одно из средств воспитания патриота.

Публикация «Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Воспитание у ребенка любви к Родине, формирование бережного отношения к природе и всему живому – одна из задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Знакомство с природой происходит в тесной связи со всеми видами детской деятельности.

Основным методам знакомства детей с природой являются организованные наблюдения в окружающей природе. Используя чувственный опыт, дети получают представления о жизни растений и животных, о смене времен года, о воздействии человека на природу. Чтобы наблюдение было ярким, запоминающимся использую художественное слово, музыку, предлагаю отразить свои впечатления в рисунках.

Для знакомства с экосистемой Мордовии в детском саду разработана и успешно используется экологическая тропа. Здесь дети знакомятся с растениями, животными, насекомыми родного края, получают первые экологические знания.

Дети с удовольствием работают с природным материалом – собирают гербарий и семена сорных трав для подкормки птиц, составляют коллекции камней, плодов, семян. Собранный материал используется в создании творческих работ и композиций из природного материала.

Большой интерес у детей вызывает опытническая деятельность в природе. Знакомство со свойствами воды, снега, песка пробуждают интерес к познанию, сравнению, сопоставлению фактов. Срезанные весной ветки деревьев, поставленные в воду познакомят детей с условиями необходимыми для роста и развития растений. Огород на подоконнике позволит увидеть волшебное превращение семечка в зеленое растение. Чувствуя свою сопричастность к изменениям в природе, дети учатся понимать и сохранять природу родного края.

Работая на огороде и цветнике, дети знакомятся с растениями, произрастающими в нашей местности, приобретают умения ухаживать за посадками, видят результат своего труда. Сколько радости и удивления видишь в глазах ребятишек, когда они выкапывают выращенную ими картошку, или любуются раскрывшимся бутоном цветка. Созидательное отношение к природе является показателем формирующегося чувства любви к малой родине.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. В дидактических играх дети закрепляют знания, полученные на занятиях, в совместной деятельности со взрослыми, непосредственной деятельностью в природе. В результате происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения ко всему живому. В увлекательной форме знакомим детей с правилами поведения в природе. И если дети не только знают эти правила, но и выполняют их в своей повседневной жизни, значит моя работа не проходит даром, а прорастает добрым семенем в детских душах.

Я считаю, что важным средством ознакомления с природой является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе.

В своей работе я использую произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, Н. Павлова, Е. Чарушин. Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком.

Чтобы дать почувствовать ребенку красоту природы, я использую стихотворения русских поэтов: Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Плещеева, С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Маршака, С. Александрова, В. Серовой.

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.

Формирование экологических знаний опирается на региональный компонент. Важно познакомить детей с красной книгой Мордовии, с обитателями Мордовского национального заповедника имени Смидовича, рассказать о природоохранной работе сотрудников. Наряду с этим мы стараемся побуждать детей самим участвовать в природоохранных акциях. Вместе с родителями дети развешивают изготовленные кормушки для птиц и скворечники. Принимают участие в посадке деревьев и кустов весной, участвуют в весенних субботниках по уборке участка детского сада.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. К сожалению не все родители осознают важность этой работы, но принимая наши доводы участвуют в совместных акциях, конкурсах.

Ознакомление детей с природой родного края позволяет осуществить задачи патриотического воспитания :

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Итак, воспитание патриотизма, процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. При этом взрослые, воспитатели, родители должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т. д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное и патриотическое развитие. От нас взрослых зависит какими будут наши дети, с какими чувствами, мыслями, знаниями они вступят во взрослую жизнь.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент)«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с природой родного края как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 03:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД