Татьяна Широкова
Консультация «Ознакомление со временем детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость ориентироваться в пространстве и времени для каждого человека является жизненной необходимостью. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, детям важно научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (отражая правильно в речи, чувствовать его длительность (регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Публикация «Консультация „Ознакомление со временем детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Особо остро стоит данная проблема в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Являясь регулятором деятельности ребенка, оно обеспечит его успешности в обучении или затормозит это продвижение.
Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется через повседневную жизнь и непосредственную образовательную деятельность. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток.
Ознакомление со временем детей дошкольного возраста
Способность человека воспринимать предметы и явления в единстве их прошедшего, настоящего и будущего состояний, в динамике рассматривается как один из показателей развитого мышления. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению.
Ориентировка во времени необходима ребенку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и таким образом готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.
Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Опосредованную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, иных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни, жизни окружающих его людей.
Однако в непосредственном опыте дети не овладевают знаниями о мерах измерения времени, не осваивают практические пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развито чувство времени.
Время – это очень сложный объект познания. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующим и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.
Приблизительно в возрасте 4 лет отмечается всплеск интереса ребенка к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «почему».
В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей : «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» и т. п.
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.
В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня.
Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.
Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.
При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.
Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро - вечер, сначала - потом, быстро - медленно и т. п., определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе, возможно, научить детей ценить и беречь время : регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру.
Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.
Моделирование – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематической форме. Специфические особенности времени затрудняют ее восприятие. Время всегда в движении, течение времени необратимо, его нельзя задержать, вернуть, «показать», поэтому педагогу необходимо использовать в работе различные способы и средства их материализации: картины, модели, символы – знаки.
С использованием моделирования организуется предметная деятельность, обогащается чувственный опыт, в котором ребенок манипулирует временными явлениями. При этом активизируется наглядно-схематическое мышление, которое может служить переходной ступенькой к развитию логического мышления.
Характер наглядных средств меняется с развитием мышления ребенка. Если в младшем возрасте наглядность выражается в предметах и опосредованном восприятии явлений окружающего мира, то в дальнейшем характер наглядных средств меняется, принимая вид модели, макета, схемы, графика. Модели времени могут быть линейные, круговые, спираль и многослойная модель. Указанные модели позволяют распознавать отдельные эталоны : части суток, времена года, дни недели и устанавливать последовательность между ними.
Элементарное моделирование начинается с младшего дошкольного возраста. В этот период ребёнок пытается заменить окружающие его объекты геометрическими фигурами (яблоко — шаром, тарелку — кругом, поднос — овалом и т. д.) и наоборот.
Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. В частности, такая деятельность организуется при знакомстве с временными эталонами, планом, схемой, что в дальнейшем служит основой для развития теоретического (абстрактного) мышления. С помощью модели можно давать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал.