Папки-передвижки

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Лариса Дидикина
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство, то есть то,

что запечатлено народом, сохранено, то,

что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Публикация «Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы, превращение обычной глины в сверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д. ,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию. Выбор перечисленных выше материалов для детского творчества обосновывается также и тем, что большинство из них может приобрести любой детский сад.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Отбор произведений народного прикладного искусства, поэтому должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д. В отборе произведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателем детского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы, занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в фондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастера народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные произведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определении критериев художественной значимости произведений народного искусства, правильного их отбора.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей пластической, цветовой и композиционной выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское, на ритм непроизвольно брошенных цветов в крестьянской набойке, на фантастичность зверей и птиц в керамике Скопина.

Следует особо остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера резьбы и росписи по дереву, кружевницы, искусные вышивальщицы, мастера, знакомые с секретами плетения из бересты, узорного вязания из цветной шерсти, создаются наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основам художественного мастерства. С творчеством народных мастеров и художников предприятий художественных промыслов они могут познакомиться непосредственно в условиях производства: в цехах и мастерских.

На экскурсию к мастерам дымковской или тульской глиняной игрушки, резчикам по дереву из Богородского, к тобольским косторезам, в живописный цех хохломской росписи, к живописцам из Жостова следует почаще приходить с ребятами из детского сада с тем, чтобы они увидели, как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной на гончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветок густой синевы, порезка, оставленная острым ножом богородского мастера на бесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеров — истинное эстетическое наслаждение, и, кроме того, это одна из наиболее действенных форм передачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозности владения профессиональным мастерством. Для воспитателей детских садов это реальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, резцом, с техникой вышивки и кружевоплетения, которые затем можно показать и объяснить детям, выбрав наиболее простые и доступные для ребят технические приемы работы с материалом и способы его декорирования.

Назовем лишь некоторые центры традиционных народных художественных промыслов.

В Московской области это Богородская фабрика художественной резьбы, Жостовская фабрика декоративной росписи, Гжельский гончарный завод, Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. В Горьковской области — семеновская фабрика «Хохломской художник» и производственное художественное объединение «Хохломская роспись», строчевышивальная Городецкая фабрика и фабрика «Городецкая роспись», на которой создаются изделия из дерева, украшенные кистевой росписью, полхов-майданская фабрика игрушек «Красная заря». Ивановская область широко известна произведениями лаковой миниатюры Палеха и Холуя, строчевышивальными фабриками. Во Владимирской области экскурсии с детьми могут быть организованы на мастерскую художественную фабрику «Пролетарское искусство», где создается поэтическая миниатюрная живопись на папье-маше.

Архангельская область известна изготовлением каргопольских глиняных игрушек, искусством мастеров плетения из бересты, вязания из шерсти, ткачеством, резьбой и росписью по дереву. Кировская область знаменита дымковской глиняной игрушкой, резьбой по дереву, серебристым кружевом и вышивкой. Вологодские ребята могут познакомиться с удивительными кружевными изделиями объединения «Снежинка», а тульские дошкольники с керамическими игрушками. С росписью металлических подносов познакомятся можно в Нижнем Тагиле.

Названы лишь некоторые предприятия и художественные мастерские, где трудятся замечательные художники народного искусства.

В интерьер детского сада хорошо включать произведения народного искусства, стараться использовать в оформлении помещений разнообразные образцы: керамику, изделия из дерева, вышивку. Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятия детей.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества, если таковы имеются. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве : рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное.

Список использованной литературы

1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 13:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД