Мартьянова Ирина Анатольевна
Ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мартьянова Ирина Анатольевна
Воспитатель высшей категории Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего
вида «Березка» города Слободского Кировской области.
«Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны».
Аннотация: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Ключевые слова: патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, сохранение и передача семейных ценностей, памяти связанной с родными людьми участниками Великой Отечественной войны.
Публикация «Ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Человек счастлив, пока у него есть Родина» (В. Беляев).
Судьба человека во многом зависит от того, какой фундамент личности был заложен в дошкольном возрасте. Поэтому цель взрослых - всестороннее развитие ребёнка, его эмоциональное благополучие. Без развития духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств. Ожегов С. И. определяет патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к защите и участие в его процветании.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Какое будет будущее нашего Отечества? Это зависит от каждого человека. В период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся родители и воспитатели. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания воспитанию патриотизма и гражданственности у своих чад и поэтому эту трудную, но актуальную работу выполняет детский сад.
«Не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего и цели будущего», - писал М. Горький.
2015 г. – год 70–летия Победы в Великой Отечественной войне. Накануне юбилейной даты, разработали проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Его цель – заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.
В соответствии с ФГОС был разработан календарно – тематический план проекта.
В работе с дошкольниками эффективными являются такие методы работы, где широко применяется наглядность, а дети сами становятся активными участниками. Поэтому в группе была спроектирована предметно – развивающая среда: оформлен «Патриотический уголок». В нём размещена карта Кировской области, настольно–дидактические игры, выставки детских работ.
Работа по реализации проекта проводилась в 3 этапа.
На подготовительном этапе с помощью анкетирования родителей выяснили, что в семьях воспитанников знают о родственниках- участниках Великой Отечественной Войны и предложили им включиться в работу над проектом. Составив план работы с детьми, педагогами и социумом, начали создавать «Методическую копилку» (картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию и литературы, конспекты бесед и др, которую постоянно пополняли.
Основной этап – самый объёмный. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Дети вместе с родителями составили «Семейное древо», так дети узнали о своей родословной.
На нём красной звёздочкой отметили участников войны. В группе была организована встреча с родителями, которые принесли фотографии военных лет из семейного архива - своих бабушек и дедушек, героически сражавшихся на фронтах нашей Родины, их награды.
Рассказывая о конкретных фактах из жизни старших членов семьи (участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, взрослые прививали подрастающему поколению такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Дети проявили инициативу, предложив помощь старшему поколению. Были проведены субботники, встречи-концерты в патриотическом центре им. Г. Булатова, оказана посильная помощь ветеранам.
Неоценимо чтение художественных произведений, просмотр презентаций. С их помощью можно оказаться героями тех давних событий. Свои представления о Великой Отечественной войне дети отражали в рисунках, которые впоследствии были представлены на различных выставках.
Игра – основная деятельность дошкольников. В игре «Путешествие Георгиевской ленточки» объединяются задачи формирования целостной картины мира с патриотическим воспитанием. Познакомившись с историей жизни героев – земляков, дети ленточкой отмечали место их рождения. Ленточка перемещалась по всем уголкам Кировской области.
Развитию коммуникативных навыков помогали беседы. В них побуждали детей думать и говорить, обосновывать своё мнение. Индивидуальная беседа помогла высказываться стеснительным и робким ребятам.
Уровень развития интегративных качеств воспитанников разный. Через детские вопросы прослеживалась любознательность и активность.
«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца», - говорил В. А. Сухомлинский.
Эмоциональная отзывчивость – важнейшее качество, формирующее характер человека. Очень трогательным оказался момент, когда, после очередного рассказа о боях в Великой Отечественной войне, было предложено детям почтить память погибших минутой молчания. Варя Цекуренко стояла с закрытыми глазами. Это была минута скорби, отразившаяся на её лице. Позднее она подтвердила предположения: услышанный рассказ дошёл до её души. Она спросила: «А война не повториться?» Это стало продолжением цикла наших бесед – рассуждений на тему: «Мир зависит от каждого человека».
Мы давали детям знания о том, что все люди нашей страны любят и помнят героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Дети, посовещавшись, разработали макет памятника Неизвестному солдату. В свою работу каждый вложил частичку души и результат превзошёл все ожидания!
В нашем городе установлены памятники Воинам-освободителям. В День Победы дети вместе со взрослыми в торжественной обстановке возлагали букеты цветов к мемориалам павших воинов-освободителей. Это сформировало у них такие значимые качества, как патриотизм, благородство, героизм, отвага, гордость за свою «малую Родину». У мальчишек проявился явный интерес к профессиям военного. На основе этого была организована встреча с руководителем военно-патриотического клуба «Ладомир» Владимиром Владимировичем Шулаковым. Через образ Василия Теркина он дал возможность детям погрузиться в мир военной подготовки. Воспитанники выполняли различные военные задания, участвовали в эстафетах и проигрывали различные ситуации.
В работе видно, что тема войны тронула детские души. Информация, которую человек получает в детстве, наиболее глубоко оседает в сердце, памяти и всё, что он узнает впоследствии, будет накладываться на ранние его знания, а это значит, что семена добра и любви, посеянные нами в детях, заколосятся на благо Отечества.
На заключительном контрольно – оценочном этапе работы
итогом проекта стала презентация «Книги памяти» и
совместная с детьми и родителями экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата». К Дню Победы дети своими руками сделали открытки и подарки,которыми порадовали старшее поколение.
Книга занимает почётное место в МКУ «Слободская городская библиотека им. А. Грина» центр чтения детей и подростков. В ходе реализации проекта были затронуты такие темы как укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка. Доказано, что воспитание оказывает влияние на судьбу человека. В работе над проектом был установлен тесный контакт с семьями воспитанников, возрождены давно забытые традиции, семейные праздники, которые долгое время хранились в укромном месте, тем самым произошло сплочение всех членов семьи. Через истории из жизни родных людей дети пришли к выводу, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них. Книга является средством передачи доброго отношения к старшему поколению и светлой памяти о них. Наряду с этим у детей повысился интерес и к истории родного города Слободского его культурным ценностям, связанным с Великой Отечественной войной.
Д. С. Лихачё в писал: «Память – одно из важнейших свойств бытия, основа культуры и нравственности». Давайте помнить тех, кто отдал за нас свою ЖИЗНЬ!