Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания существительных 3-го склонения»

Валентина Арабаджи
Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания существительных 3-го склонения»

Тема: Падежные окончания существительных 3-го склонения.

Цель: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.

Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Падежные окончания существительных 3-го склонения“» размещена в разделах

Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов, умение выделять существенные признаки, работать по алгоритму, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной и самостоятельной работы.

І. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, ребята.

Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе (Здороваются)

Давайте настроимся на серьёзную работу. Я желаю вам всем хорошего настроения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь садятся обучающие первого ряда, затем учащиеся второго ряда, и теперь - ученики третьего ряда.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

ІІ. Самоопределение к учебной деятельности.

Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.

– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).

Правильно, и мы с вами будем вести расследование.

А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? (Словарь)

Татьяна,помоги, нам разобраться, кто такой детектив?.

1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.

2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

Какими качествами должны обладать детективы? (Быть внимательными, уметь все видеть и слышать)

- Вы готовы к работе? Тогда начнём!

ІІІ. Актуализация знаний.

1. Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти ЭКСПРЕСС-ОПРОС

- Итак, первое задание. «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)

Отвечаем быстро и кратко.

1. Что называют именем существительным?

2. Как изменяются имена существительные? (число, падеж)

3. Сколько падежей в русском языке?

4. Сколько склонений имеют имена существительные?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Кому? Чему? Это вопросы …

8. Слово-помощник для определения Р. п.

19. Кем? Чем? Это вопросы…

2. Проверка домашнего задания

— Прочитайте имена существительные 3-го склонения.

— По каким признакам вы их определили?

— Прочитайте имена существительные 2-го склонения.

— По каким признакам вы их определили?

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова июнь.)

3. Минута каллиграфии

Каждый детектив должен быть очень внимательным.

Запишите число, классная работа.

Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ

- Исключите лишнее слово (букварь).

- Почему?

- Что вы можете сказать про оставшиеся слова?

(Это существительные 3-го склонения)

- Какие существительные относятся к 3-ему склонению?

(Ж. р. без окончания)

- Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).

- Чем особенна эта буква?

(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет согласную от гласной)

4. Выборочный словарный диктант

Выпишите: вариант 1 — склоняемые существительные, вариант 2 — несклоняемые. Подчеркните орфограммы в словах.

Бассейн, пальто, телефон, кафе, вокзал, такси, календарь, радио, метро, хозяйство.

(Два ученика работают у доски. Коллективная проверка, самооценка.)

IV. Постановка учебной цели (проблема).

- Итак, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. Мы получили огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок!

- А как? (Надо их как-то сгруппировать).

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее, по которому можно разбить слова на группы.

- На какие же группы мы можем разделить эти слова?

печь зоря

брошь лопата

соль Варя

Что общего у всех слов? (это существительное женского рода, стоят в начальной форме.)

Чем отличаются 2 группы? (В первой группе существительного 3 склонения, во второй 1 склонения)

Как вы думаете, одинаковые ли падежные окончания они имеют?

- Какова же цель нашего расследования? (Узнать какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения. Научиться правильно их писать)

V. Усвоение новых знаний (работа в парах).

- Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию. И первое что нужно сделать, составить ФОТОРОБОТ.

Прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте фоторобот, который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе.

Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо просклонять существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)

- Просклоняем существительное «молодёжь»

- Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ. 3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание

Какое окончание имеют существительные 3 скл в В. п? (нулевое,

В Т. п.? (Ю)

Р. п. Д. п. П. п В. п Т. п

И Ю

Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

1. Следующее задание: «Внимание! Розыск!» (Работа в парах)

А мы возвращаемся к нашему делу и постараемся навести порядок.

- Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения.

- Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном падеже, указать падеж.

На карточках На экране слова:

тень, в, остановился; (остановился в тени)П. п.

крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П. п

ехал, по, степь; (ехал по степи)Д. п

подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д. п

о, помощь, просил; (просил о помощи)П. п

случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р. п

Проверка

В каких существительных окончания ударные? В каких безударные?

Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)

Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»

2. «Частное расследование» (Самостоятельная работа).

Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в парах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование.

Вставьте пропущенные окончания имён существительных. Укажите падеж существительных 3-го склонения.

1 вариант

1) Лень хуже болезн. 2) Жизнь без радост. так что день без солнышка. 3) Хочешь есть калачи, не сиди на печ. .

2 вариант

1) Солдат из пригоршни напьётся, на ладон. пообедает. 2) Закрылась рана - забыл о бол. 3) Каждый день прибавляет частицу мудрост.

Проверка

В чем испытывали трудности?

VII. Закрепление. «Внимание детектив – твой багаж знаний».

- Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Верите ли вы?». Если вы согласны, то хлопаете в ладоши один раз, если не согласны с высказыванием – не хлопаете. Будь внимательны!

1. В русском языке шесть падежей? (да)

2. Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже? (Нет)

3. В русском языке три типа склонения? (Да.)

4. К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? (Нет).

5. Ко 2-му склонению относясясуществительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я? (Да.)

6. Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к 3-му склонению? (Да.)

VIII. Итог урока. Самооценка

- У существительных 3-го склонения в окончаниях буквы – е – нет

Правильно ли это?

- Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

1. На уроке я работал активно - пассивно

2. Своей работой на уроке доволен – не доволен

3. За урок я не устал - устал

4. Моё настроение стало лучше – стало хуже

5. Материал урока мне был понятен – непонятен

Лёгким –трудным

IX. Домашнее задание «Следственная экспертиза».

упр 175 –выполнить по образцу.

Благодарю всех детективов за работу!

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания существительных 3-го склонения»
Опубликовано: 22 января 2023 в 20:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД