Папки-передвижки

Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников

Ольга Кожанова
Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников

1. Тема моей работы ". ПАЛОЧКИ Д. КЮИЗЕНЕРА» – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" ОО Познание Фэмп

2. Актуальность выбранной темы в том, что "использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства формирования элементарных математических представлений. "

Публикация «Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников» размещена в разделах

На основании этого была определена цель работы: "выявить возможности дидактического средства «палочки кюизенера» для успешного развития математических способностей старших дошкольников. "

Объектом исследования является: "математические способности дошкольников"

Предмет исследования - "дидактические палочки Кюизенера как средство развития математических способностей. "

3. Данной проблемой занимались: Я. А. Коменский, Дж. Локк, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори Б. М. Теплов, Ф. Гальтон, А. М. Леушина, А. А. Венгер, Л. С. Выготский, З. А. Михайлова, А. А. Смоленцева, С. Л. Рубинштейн и мн. др.

4. Гипотеза: Дидактические средства «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы использования дидактического средства «Палочки Кюизенера» в условиях ДОУ.

2. Изучить уровень использования палочек Кюизенера в практике работы в условиях ДОУ.

3. Разработать систему использования дидактического средства «Палочки Кюизенера».

В последствии нас интересовали особенности работы воспитателя, частота и характер пользования Палочек Кюизенера в работе с детьми (протоколы занятий Приложение 2, где предложен Конспект игрового взаимодействия с детьми старшего возраста с использованием палочек Кюизенера.

В рамках настоящей главы приводится Общая характеристика дидактического средства «Палочки Кюизенера», направленного на развитие

математических представлений дошкольников.

Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева или пластмассы и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету, палочки объединяются в одно "семейство", или класс. Наименьшая палочка в наборе является кубиком. 9. Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагали игры на построение простых фигур.

На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь детям была представлена полная свобода действий и фантазии.

В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением лесенок, мозаики, узоров.

Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение фигур по схемам и самостоятельное творчество.

. констатирующий эксперимент

Цель: Выявить характер пользования Палочек Кюизенера детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучение уровней пользования Палочек Кюизенера в работе ДОУ. 2. Определить уровень математических способностей детей старшего дошкольного возраста в заданиях с палочками Кюизенера.

Анализ результатов экспериментальной группы показывает:

- высокий уровень – 0% от числа испытуемых. Никто из детей не справился с заданием полностью;

- средний уровень – 4 человека, что составило 40% от числа испытуемых. Попытались сделать один вариант;

- низкий уровень – 6 человек, что составило 60% от числа испытуемых. Дети пытались сделать задание, но не получилось. диаграммы 1

Анализ результатов контрольной группы показывает:

- высокий уровень – 0% от числа испытуемых. Никто из детей не справился с заданием полностью;

- средний уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых. Попытались сделать один вариант;

- низкий уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых. Дети пытались сделать задание, но не получилось. диаграмма 2

«Составь число 5»

Цель: выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

Материал : цветные счётные палочки Кюизенера, 2 схемы.

Методика предъявления: 2 мальчика решили составить число 5 разными способами, а главное, чтобы не получился ковёр. Один построил так (предъявление схемы №1, другой так (предъявление схемы №2, а как построишь ты?

Анализ результатов показывает, что и в контрольной и экспериментальной группах

- высокий уровень – 1 человек, что составило 10% от числа испытуемых. Ребенок смог полностью справиться с заданием.

- средний уровень – 3 человека, что составило 30% от числа испытуемых. Попытались сделать один вариант;

- низкий уровень – 6 человек, что составило 60% от числа испытуемых. Дети пытались сделать задание №3, но не получилось., а в 4задании все дети отказались выполнить. диаграммы 3 и 4

«Двусторонняя лесенка»

Цель: выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

Материал : цветные счётные палочки Кюизенера

Методика предъявления: Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево)

Анализ результатов диаграммы 5 показывает:

- высокий уровень – 1% человек, что составило 10% от числа испытуемых. Ребенок смог полностью справиться с заданием.

- средний уровень – 4 человека, что составило 40% от числа испытуемых. Попытались сделать, но не смогли объяснить.

- низкий уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых.

Дети не справились с данным заданием.

Анализ результатов диаграммы 6 показывает:

- высокий уровень – 1% человек, что составило 10% от числа испытуемых. Ребенок смог полностью справиться с заданием.

- средний уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых. Попытались сделать, но не смогли объяснить.

- низкий уровень – 4 человека, что составило 40% от числа испытуемых. Дети не справились с данным заданием.

«Помоги малышу»

Цель: выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера.

Материал : цветные счётные палочки Кюизенера

Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи.

Анализ результатов диаграммы 7 и 8 показывает:

- высокий уровень – отсутствует, никто из детей полностью не справился с данным заданием.

- средний уровень – 3 человека, что составило 30% от числа испытуемых. Попытались сделать, но не смогли объяснить.

- низкий уровень – 7 человек, что составило 70% от числа испытуемых. Дети не справились с данным заданием.

«Придумай игру»

Цель: выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений.

Материал : цветные счётные палочки Кюизенера

Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.

формирующий эксперимент

Цель: Наработать систему заданий при пользовании Палочек Кюизенера, позволяющие развивать математические способности.

Задачи:

1. Апробировать систему заданий при пользовании «Палочек Кюизенера», позволяющие развивать математические способности.

2. Создание среды. Вызвать у детей интерес.

3. Обогатить у детей элементарных математических представлений с помощью игр на основе палочек Кюизенера.

для этого использовались такие дидактические средства

Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком». Альбом-игра («Палочки Кюизенера», «На золотом крыльце…». Альбом-игра (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера, Б. Б. Финкельштейн, Хвостова Э. «Кростики». Альбом-игра с цветными счетными палочками Кюизенера, Чеплашкина И. Н. и др. Математика это интересно.

контрольный эксперимент

Цель: Определение степени влияния использования «Палочек Кюизенера» при развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты проведенного контрольного эксперимента позволили нам отнести двух детей экспериментальной группы к высокому уровню – 20%, шесть детей к среднему – 60% и два к низкому уровню – 20% развития математических способностей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера. В экспериментальной группе высокий уровень отсутствует, что составляет 0%, средний уровень составил 5 детей – 50%, низкий уровень – 5 детей, 50% от числа испытуемых. На диаграммах можно проследить динамику развития дошкольников.

Таким образом, у детей экспериментальной группы показатели по этим методикам достоверно выше, чем у детей контрольной группы

Вывод

Полученные данные свидетельствуют о том, что гипотеза Дидактические средства «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей подтвердилась и можно говорить о целесообразности дальнейшего использования палочек в учебно – воспитательном процессе, может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими средствами дополняя их. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

С помощью цветных палочек детей также легко развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.

«Палочки Кюизенера» просты и понятны, работу с ними любой ребенок воспринимает как игру, а ребенок как известно развивается в игре.

Публикации по теме:

Развитие элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр «Развитие элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр» Название проекта: Развитие элементарных математических.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями РЭМП у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 01:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД