МААМ-картинки

Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»

Екатерина Новикова
Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»

Современное дошкольное образование ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Связано это с тем, что в соответствии с ФГОС ДО одним из главных ориентиров является поддержка личностного становления каждого ребенка. Главной целью дошкольного образования является не предметный, а личностный результат. На первом месте стоит личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний.

Публикация «Памятка для воспитателей „Особенности построения современного занятия“» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования предполагает изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, так как для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Ребёнок теперь рассматривается исключительно как «человек играющий». В связи с этим, многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогика диктующая заменяется педагогикой развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.

Современный акцент ставится не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т. п., а на развитие мотивационной и психологической готовности к обучению. Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. Одним из обязательных разделов программы любой образовательной организации является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». В нем описаны качества, а не знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от занятий, построенных по учебной модели, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм взаимодействия с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций.

Безусловно, занятие не отменяется, но его теперь следует рассматривать как занимательное дело. Данная форма образовательной деятельности должна стать интересной для ребенка, подразумевать его активность, формирование определенных знаний, умений и навыков, накопление информации об окружающем мире, деловое общение со взрослым и сверстниками. При этом, сам процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В контексте ФГОС дошкольного образования обучение детей проводится через организацию детских видов деятельности.

При проектировании занятий, необходимо учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

- ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия равные по значимости;

- основная деятельность – это детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности;

- основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка;

- основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д;

- мотивы обучения связаны в первую очередь с интересами детей к этим видам деятельности;

- главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи;

- допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

Таким образом, видно, что меняется вся система организации и проведения занятий. На занятии не предполагается организация учебной деятельности детей, которая начинает зарождаться только к концу старшего дошкольного возраста. Обучение происходит в разных видах детской деятельности, где новое знание или умение будет являться продуктом этой деятельности, т. е. для педагога результатом занятия является изменение, произошедшее в ребенке (новое знание, умение, другое отношение к объекту или явлению и пр., а для ребенка главный «результат» - это продукт его собственной деятельности. Следовательно, изменяется функция педагога. При проведении занятия, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, главная функция педагога - организовать деятельность детей.

В ФГОС ДО говорится о том, что «программные образовательные задач решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей». При учебной модели обучения взрослый и дети находились в одном образовательном пространстве, однако цели обучения были разные. Цель взрослого - научить, цель ребенка - сделать (не всегда - научиться).

Одним из признаков совместной деятельности является наличие общей цели для всех участников, удовлетворяющей потребностям и интересам каждого. Общая цель появляется лишь тогда, когда воспитатель включается в детскую деятельность, т. е. принимает партнерскую позицию (партнер - участник совместной деятельности). В таком случае фраза «выполните задание» в современном занятии не имеет права на существование. Партнеры не дают друг другу заданий, партнеры выполняют задание вместе.

Современное занятие должно обладать всеми признаками совместной деятельности, перечислим их:

- единая цель, удовлетворяющая потребностям и интересам всех участников;

- пространственно-временное соприсутствие взрослого и детей;

- наличие лидера, осуществляющего координацию деятельности участников (планирование, распределение деятельности, контроль). Роль лидера в большинстве случаев принимает на себя педагог;

- распределение деятельности между всеми субъектами. По способу распределения различают совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую деятельность; наличие межличностных отношений между участниками деятельности

Н. Федина, О. Скоролупова, Н. Короткова, выделяют такие черты совместной деятельности, как:

- партнёрская позиция взрослого, предусматривающая включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Нужно отметить, что партнерская позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Существенной особенностью партнерской деятельности является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности дошкольников и изменению ее в соответствии с детскими интересами. При партнерском стиле взаимодействия от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему. Тема занятия определяется с учетом тематического планирования согласно реализуемой образовательной программы. Необходимо продумать наиболее приемлемую и эффективную для дошкольного возраста форму организации занятия, определить цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной образовательной деятельности.

С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенных представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом, как обеспечить активность детей в течение занятия : где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога.

Педагог не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному достижению результата. Например, не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то, а вы как думаете?». Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: «Где я буду в работе с детьми?». Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить. Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания занятия. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать : «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т. п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т. п.)

Подготовка к проведению занятия предполагает составление предварительного проекта образовательной деятельности, который традиционно оформлялся в виде конспекта. Современная педагогическая практика предлагает сегодня не только написание конспекта, но и разработку сценариев образовательной деятельности, сценариев дня, разработку технологических карт.

«Сценарий дня» это целый день жизни, а не только время занятия. Соответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей. Сценарий — это не только описание действий, но и постоянные комментарии, обсуждения возможных ситуаций, советы о вариантах поведения в зависимости от того, каков ребенок, к которому обращаются, что с этим ребенком происходит. Сценарий дня — элемент технологии. В этом смысле он представляет и содержание деятельности воспитателя, и форму диагностики успешности дела. Неготовность детей справиться с задачами, которые предлагаются им в «сценарии дня», не означает сегодняшней ошибки, а показывает, что что-то упущено прежде и это «пространство» надо определить и заполнить. Выстраивая образовательную деятельность на основе сценариев, педагог получает возможность организовывать деятельность технологично, артистично связывая предлагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитанника.

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, которая обеспечивает педагогу эффективное и качественное освоение нового материала путём перехода от планирования занятия к проектированию образовательного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса развития в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в ФГОС ДО и ООП ДО. Технологическая карта отвечает на вопрос «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

В технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не одно занятие, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных результатов. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию образовательной программы образовательной организации соответствии с требованиями ФГОС ДО, существенно сократить время на подготовку педагога к организации детской деятельности.

Задача технологической карты занятия - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников. Это способ графического проектирования занятия. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты может включать: название темы, цель освоения предложенного материала по теме, планируемые результаты, организацию пространства (формы работы, средства и ресурсы, основные понятия темы, технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала, диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть запланированный изучаемый материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятии, согласовать действия педагога и воспитанников, организовать самостоятельную деятельность дошкольников в процессе развития и воспитания.

Технологическая карта способствует :

реализации планируемых результатов в соответствии ООП ДО;

системно формировать развитие воспитанников;

проектировать последовательность педагогических действий по освоению темы от цели до конечного результата;

определять уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему занятий);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования;

выполнять мониторинг достижения планируемых результатов воспитанников на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества организации образовательной деятельности, так как: образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная образовательная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность дошкольников; обеспечиваются условия для практической деятельности.

Публикации по теме:

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Консультация для воспитателей «Особенности речевого развития дошкольников с ОНР» Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,.

Памятка для родителей «Психологические особенности детей 2–3 лет» Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных.

Памятка для воспитателей «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Подготовила.

Памятка для воспитателей ДОУ «Приёмы работы по речевому развитию с использованием серий сюжетных картинок» в процессе ОС. Памятка для воспитателей «Приёмы работы по речевому развитию с использованием серий сюжетных картинок» в процессе образовательных ситуаций.

Памятка для воспитателей «Оформление книжного центра в МДОУ» Памятка: «Оформление в книжного центра в МДОУ» Книжный центр в МДОУ – это необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. Основное.

Памятка для воспитателей по организации проектной деятельности Этапы проекта 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок.

Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» "Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме". (Конвенции о правах ребёнка.

Памятка педагогам «Характерные особенности детей с проблемами в развитии» Данная памятка подойдёт для озвучивания особенностей в развитии ребёнка специалистам при прохождении им медосмотра в ДОУ, написании характеристики.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 21:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД