Получи документы

Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»

Екатерина Новикова
Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Связано это с тем, что в соответствии с ФГОС ДО одним из главных ориентиров является поддержка личностного становления каждого ребенка. Главной целью дошкольного образования является не предметный, а личностный результат. На первом месте стоит личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний.

Публикация «Памятка для воспитателей „Особенности построения современного занятия“» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования предполагает изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, так как для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Ребёнок теперь рассматривается исключительно как «человек играющий». В связи с этим, многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогика диктующая заменяется педагогикой развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.

Современный акцент ставится не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т. п., а на развитие мотивационной и психологической готовности к обучению. Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. Одним из обязательных разделов программы любой образовательной организации является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». В нем описаны качества, а не знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от занятий, построенных по учебной модели, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм взаимодействия с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций.

Безусловно, занятие не отменяется, но его теперь следует рассматривать как занимательное дело. Данная форма образовательной деятельности должна стать интересной для ребенка, подразумевать его активность, формирование определенных знаний, умений и навыков, накопление информации об окружающем мире, деловое общение со взрослым и сверстниками. При этом, сам процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В контексте ФГОС дошкольного образования обучение детей проводится через организацию детских видов деятельности.

При проектировании занятий, необходимо учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

- ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия равные по значимости;

- основная деятельность – это детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности;

- основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка;

- основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д;

- мотивы обучения связаны в первую очередь с интересами детей к этим видам деятельности;

- главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи;

- допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

Таким образом, видно, что меняется вся система организации и проведения занятий. На занятии не предполагается организация учебной деятельности детей, которая начинает зарождаться только к концу старшего дошкольного возраста. Обучение происходит в разных видах детской деятельности, где новое знание или умение будет являться продуктом этой деятельности, т. е. для педагога результатом занятия является изменение, произошедшее в ребенке (новое знание, умение, другое отношение к объекту или явлению и пр., а для ребенка главный «результат» - это продукт его собственной деятельности. Следовательно, изменяется функция педагога. При проведении занятия, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, главная функция педагога - организовать деятельность детей.

В ФГОС ДО говорится о том, что «программные образовательные задач решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей». При учебной модели обучения взрослый и дети находились в одном образовательном пространстве, однако цели обучения были разные. Цель взрослого - научить, цель ребенка - сделать (не всегда - научиться).

Одним из признаков совместной деятельности является наличие общей цели для всех участников, удовлетворяющей потребностям и интересам каждого. Общая цель появляется лишь тогда, когда воспитатель включается в детскую деятельность, т. е. принимает партнерскую позицию (партнер - участник совместной деятельности). В таком случае фраза «выполните задание» в современном занятии не имеет права на существование. Партнеры не дают друг другу заданий, партнеры выполняют задание вместе.

Современное занятие должно обладать всеми признаками совместной деятельности, перечислим их:

- единая цель, удовлетворяющая потребностям и интересам всех участников;

- пространственно-временное соприсутствие взрослого и детей;

- наличие лидера, осуществляющего координацию деятельности участников (планирование, распределение деятельности, контроль). Роль лидера в большинстве случаев принимает на себя педагог;

- распределение деятельности между всеми субъектами. По способу распределения различают совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую деятельность; наличие межличностных отношений между участниками деятельности

Н. Федина, О. Скоролупова, Н. Короткова, выделяют такие черты совместной деятельности, как:

- партнёрская позиция взрослого, предусматривающая включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Нужно отметить, что партнерская позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Существенной особенностью партнерской деятельности является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности дошкольников и изменению ее в соответствии с детскими интересами. При партнерском стиле взаимодействия от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему. Тема занятия определяется с учетом тематического планирования согласно реализуемой образовательной программы. Необходимо продумать наиболее приемлемую и эффективную для дошкольного возраста форму организации занятия, определить цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной образовательной деятельности.

С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенных представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом, как обеспечить активность детей в течение занятия : где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога.

Педагог не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному достижению результата. Например, не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то, а вы как думаете?». Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: «Где я буду в работе с детьми?». Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить. Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания занятия. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать : «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т. п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т. п.)

Подготовка к проведению занятия предполагает составление предварительного проекта образовательной деятельности, который традиционно оформлялся в виде конспекта. Современная педагогическая практика предлагает сегодня не только написание конспекта, но и разработку сценариев образовательной деятельности, сценариев дня, разработку технологических карт.

«Сценарий дня» это целый день жизни, а не только время занятия. Соответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей. Сценарий — это не только описание действий, но и постоянные комментарии, обсуждения возможных ситуаций, советы о вариантах поведения в зависимости от того, каков ребенок, к которому обращаются, что с этим ребенком происходит. Сценарий дня — элемент технологии. В этом смысле он представляет и содержание деятельности воспитателя, и форму диагностики успешности дела. Неготовность детей справиться с задачами, которые предлагаются им в «сценарии дня», не означает сегодняшней ошибки, а показывает, что что-то упущено прежде и это «пространство» надо определить и заполнить. Выстраивая образовательную деятельность на основе сценариев, педагог получает возможность организовывать деятельность технологично, артистично связывая предлагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитанника.

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, которая обеспечивает педагогу эффективное и качественное освоение нового материала путём перехода от планирования занятия к проектированию образовательного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса развития в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в ФГОС ДО и ООП ДО. Технологическая карта отвечает на вопрос «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

В технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не одно занятие, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных результатов. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию образовательной программы образовательной организации соответствии с требованиями ФГОС ДО, существенно сократить время на подготовку педагога к организации детской деятельности.

Задача технологической карты занятия - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников. Это способ графического проектирования занятия. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты может включать: название темы, цель освоения предложенного материала по теме, планируемые результаты, организацию пространства (формы работы, средства и ресурсы, основные понятия темы, технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала, диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть запланированный изучаемый материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятии, согласовать действия педагога и воспитанников, организовать самостоятельную деятельность дошкольников в процессе развития и воспитания.

Технологическая карта способствует :

реализации планируемых результатов в соответствии ООП ДО;

системно формировать развитие воспитанников;

проектировать последовательность педагогических действий по освоению темы от цели до конечного результата;

определять уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему занятий);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования;

выполнять мониторинг достижения планируемых результатов воспитанников на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества организации образовательной деятельности, так как: образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная образовательная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность дошкольников; обеспечиваются условия для практической деятельности.

Публикации по теме:

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Консультация для воспитателей «Особенности речевого развития дошкольников с ОНР» Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,.

Памятка для родителей «Психологические особенности детей 2–3 лет» Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных.

Памятка для воспитателей «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Подготовила.

Памятка для воспитателей ДОУ «Приёмы работы по речевому развитию с использованием серий сюжетных картинок» в процессе ОС. Памятка для воспитателей «Приёмы работы по речевому развитию с использованием серий сюжетных картинок» в процессе образовательных ситуаций.

Памятка для воспитателей «Оформление книжного центра в МДОУ» Памятка: «Оформление в книжного центра в МДОУ» Книжный центр в МДОУ – это необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. Основное.

Памятка для воспитателей по организации проектной деятельности Этапы проекта 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок.

Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» "Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме". (Конвенции о правах ребёнка.

Памятка педагогам «Характерные особенности детей с проблемами в развитии» Данная памятка подойдёт для озвучивания особенностей в развитии ребёнка специалистам при прохождении им медосмотра в ДОУ, написании характеристики.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 21:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Новикова (УИ 739995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД