Мария Мельникова
Памятка «Особенности организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка
«Основные рекомендации педагогу по работе с ребенком инвалидом и с ОВЗ»
1. Задайте родителям вопросы об особенностях развития и поведения ребенка, которые вы
считаете важными в обучении. Беседу проведите до начала работы с ребенком с ОВЗ.
2. Учитывайте, на какой стадии отношения к особенностям ребенка находятся его родители: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Учитывайте, в какой степени они осознают наличие ОВЗ у ребенка, насколько способны к конструктивным действиям.
Публикация «Памятка „Особенности организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3. Организуйте учебную среду, правильно: размещайте материалы и предметы обихода. ю систематизированно, наглядно. Продумайте место для всех принадлежностей воспитанника с ОВЗ таким образом, чтобы учебные действия были безопасны и не требовали высокой физиологической цены. Отведите место для уединения дошкольника в случае надобности.
4. Используйте дидактические материалы и задания разного уровня сложности выполнения, которые стимулируют сенсорные системы, мелкую и крупную моторику, психические способности. Обеспечьте каждому ребенку возможность заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт успеха на занятии.
5. Опирайтесь в обучении на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий. Прежде чем давать задания воспроизвести, сравнить, проанализировать, решить, предоставьте ребенку возможность и время для исчерпывающих манипуляций с наглядным материалом. Важно, чтобы дошкольник изучил его тем способом, который ему доступен, и сформировал эмоциональное отношение к изучаемому.
6. Сопровождайте свои действия и действия ребенка с ОВЗ недвусмысленными речевыми
комментариями.
7. Работайте в профессиональной позиции: помните, вы осознанно и самостоятельно стали
педагогом.
8. Ведите краткие ежедневные записи о результатах обучения и развития. Желательно, чтобы это делали и родители дошкольника.
9. Сохраняйте все документы, которые связаны с вашей работой с ребенком.
Дети инвалиды и дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Виды инвалидности и ОВЗ:
• Нарушение и задержка развития слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
• нарушение зрения (слепые, слабовидящие);
• нарушение и задержка развития речи;
• нарушение и задержка развития интеллекта (умственно отсталые дети);
• задержка психического развития (ЗПР);
• нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
• нарушение эмоционально-волевой сферы;
• множественные нарушения (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Психофизиологические особенности детей инвалидов и детей с ОВЗ:
Психомоторика характеризуется:
• нарушением активности
• трудностями переключения, координации и автоматизации движений, наличием синкинезий, выраженной быстрой истощаемостью.
Низкая активность зрительного восприятия.
Особенности памяти :
• низкая активность и целенаправленность,
• замедленная скорость,
• сниженный объем, точность и прочность запоминания.
Мыслительную деятельность характеризует:
• низкий уровень мотивации познавательной деятельности,
• недостаточность организованности и целенаправленности,
• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность,
• большое количество ошибок.
Саморегуляция в деятельности нарушена:
• неадекватная самооценка,
• неадекватный уровень притязаний и мотивации
• Самоконтроль сформирован недостаточно.
Внимание характеризуется:
• неустойчивостью,
• слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.
Повышено эмоциональное напряжение:
• недостаточные коммуникативные навыки,
• повышенная тревожность Организация работы с детьми инвалидами и ОВЗ дошкольного возраста в условиях детского сада
1. Работа с детьми с нарушениями слуха заключается в преодолении как сенсорной, так и социальной депривации, стимуляции развития социальных контактов, включении их в общественно-полезную работу.
2. Для слепых и слабовидящих детей важно развитие абстрактно-логического мышления, представлений об окружающем мире, увеличение объема чувственного опыта, словарного запаса и моторики ребенка.
3. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима работа по коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Педагог должен опираться на сохранные у ребенка процессы.
4. Детям с ЗПР и детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо развивать сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную, моторную, личностную стороны психики, взаимодействие с социальной средой.
В ДОУ необходимо:
Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов:
• Организация деятельности специалистов в форме ПМП консилиума.
• Обеспечение психолого-педагогического сопровождения. Создание методического обеспечения, ИКТ.
• Организация взаимодействия с родителями (законными представителями).
• Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом.
• Материально-техническое оснащение. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
• Обеспечение доступа в здание.