Получи документы

Памятки для родителей в речевой уголок (1 фото)

Светлана Лушняк
Памятки для родителей в речевой уголок

Учитель – логопед

Лушняк С. А

Памятки для родителей в речевой уголок

Памятка для родителей

«Обучение чтению»

Перед тем как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому анализу и синтезу. Данный навык состоит в следующем.

1. Уметь выделить звук из начала, середины, конца слова.

Примерные задания

Какой звук ты слышишь в начале слова?

Какой звук ты слышишь в середине слова?

Какой звук ты слышишь в конце слова?

Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в начале слова.

Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в середине слова.

Публикация «Памятки для родителей в речевой уголок» размещена в разделах

Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в конце слова.

2. Уметь называть последовательно звуки в слове.

Примерные задания

Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «гласный — гласный» (АУ, УА и т. д.).

Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «гласный — согласный» (ОХ УХ, AM.).

Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «согласный — гласный» (СА, ХА, НА.).

Назови гласный звук в односложных сочетаниях типа «согласный — гласный — согласный» (МАК, КОТ и т. д.).

Назови по порядку звуки в словах типа: РАК, СУП, ЛЕС ПЕС ПЕНЬ.

Назови по порядку звуки в словах типа: ЛУНА, КАША, ЛИСА, МАКИ.

Назови по порядку звуки в словах типа: ТАНК, ВОЛК, ЛИСТ, ТИГР.

Назови по порядку звуки в словах типа: КОШКА, СУМКА, ПИСЬМО.

Назови по порядку звуки в любых словах.

Одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложениях.

Последовательность работы над выделением звуков в слове.

1. Гласные под ударением в начале слова (АНЯ, УТКА, ОСЕНЬ.).

2. Последний согласный в словах (МОТОР, КАТОК.).

3. Выделение начального согласного вне слияния с согласным (КТО,

ШКАФ, ЗМЕЯ).

4. Выделение конечного гласного — сначала под ударением, затем —

без ударения (ШКАФЫ, МОЛОКО, ОЧКИ, КОТЯТА, САНИ).

5. Выделение начального согласного в сочетании с гласным:

— шипящих (ШУБА, ЩЕТКА);

— свистящих (СОБАКА, ЗУБЫ);

— смычно-проходных (ВАТА, КОТ);

— других звуков.

Не следует брать для анализа слова с йотированными (двойными) гласными [я], [е], [ю], [ё].

• Эта работа должна предшествовать чтению!

Памятка для родителей

«Алгоритм обучения письму»

1. Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приемы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз» и т. п.).

2. Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.

3. Обведение контуров домика улитки, клубка ниток и т. п. широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата. "

4. Штриховка сверху вниз (вертикальные линии — «дождь идет», косые линии — «дождь с ветром», круги — «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.

5. Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

6. Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо, с соблюдением при письме границы строки.

а) Подготовительные упражнения:

— очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;

— обводка контуров геометрических фигур пунктиром;

— проведение линий по точкам;

— штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (го-ризонтально, вертикально, диагонально);

— рисование бордюров;

— написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с за-круглением вверху и внизу, прямые с петлей, овал и полуовал).

б) Написание самих букв (печатных).

Памятка для родителей

«Общие упражнения на координацию движений»

Для развития координации движений можно использовать ряд упражнений и игр (на выбор).

1. Ходьба и бег по прямой линии (начерченной мелом на асфальте, по веревке, по дорожке, выложенной из кубиков, катушек, пуговиц, по кривой, по кругу, зигзагообразно.

2. Бег при тех же условиях, только с вытянутыми вперед или разведенными в стороны руками.

3. 1-е и 2-е упражнения выполняются с ношей на голове: картон, легкая коробка (сначала большая, постепенно ее объем уменьшается, книга, тетрадь, кубик, пластмассовая посуда и т. д.

4. Ходьба и бег с эмалированной (пластмассовой) кружкой, тарелкой, ложкой, в которой находится мячик (шарик, яблоко и т. д.). Содержимое посуды ребенок должен донести до цели, находящейся на удалении 5, 6, 7 и т. д. шагов.

Летом на даче, в деревне, во дворе можно, наполнив небьющуюся миску или кружку водой, дать задание донести ее до указанного места, не разлив воду.

5. Прыжки:

а) на месте на одной ноге (левой, правой; правой, левой, на обеих ногах вместе;

б) на расстояние, обозначенное ориентирами (кубик, мячик, булава, затем в высоту на 5, 10, 20 см, увеличивая ее в зависимости от возможностей ребенка. Натянутая веревка, лента, рейка не должны быть закреплены, чтобы не вызвать у ребенка травму;

в) через раскручиваемую за один конец веревку, узкую полоску материи, тесьму (к другому концу веревки привязывается мешочек, набитый песком, поролоном или мелкими лоскутками);

г) игра в «классы» (во дворе, на площадке).

6. Игры, развивающие координацию движений, память и внимание, нужно чередовать, чтобы ребенок не уставал от однообразия:

а) игры с мячом: ударить мячом об пол перед собой и поймать его; ударить мячом об пол и, хлопнув в ладони перед собой, успеть его поймать; ударять мячом об пол, хлопая в ладони за спиной, над головой; перекидывать мяч партнеру; перекидывать мяч из одной руки в другую; бросать мяч в стену и ловить его сначала двумя руками, потом поочередно то левой, то правой; ударить мячом в стену и поймать его после того, как он стукнется об пол и т. д. ;

б) из игрушек и игр, которые бывают в продаже, хорошо использовать следующие:

«Поймай рыбку» (цветные пластмассовые рыбки и удочка с магнитом);

— матрешки, пластмассовые или деревянные пирамидки разных цветов и размеров, коробки различного размера (вкладывание фигур одна в другую, клоун с разъемными частями;

— пластмассовые стержни с геометрическими фигурами разных цветов, цепи из пластмассовых звеньев (нанизывание звеньев, одинаковых по цвету и форме и т. д.);

конструкторы: сначала из крупных элементов следует строить простейшие фигуры, затем переходить к постройкам, изображенным на коробке;

в) строительство летом домиков и заборов из кубиков, из влажного песка, веток; зимой — лепка из снега крепости, снеговика. Деревянные конструкции изготавливают из бросового материала, можно использовать и природный материал — пеньки, ветки деревьев, ракушки и т. д.

7. Игры на отгадывание действий бытового характера, например: «Отгадай, что делают?». Родители имитируют следующие движения: режут (мясо, хлеб); чистят (пальто, сапоги); копают (грядки, яму); просеивают (муку, крупу); моют (посуду, пол, лицо, руки); пилят (дрова, доски). Затем просят ребенка: «А теперь ты покажи: как режут хлеб? Как перекручивают мясо? Как рвут или поливают цветы?» и т. д. (пусть ребенок придумывает сам).

Напоминаем, что упражнения и игры следует выбирать в соответствии с силами и возможностями вашего ребенка.

Не забывайте о времени, которое вы отводите на занятия (от 5 до 10—15 минут). Игры можно проводить как в свободное время, так и между другими занятиями. Разнообразие и смена видов работы позволят увеличить длительность занятий до 45—60 минут. Но при этом надо следить за тем, чтобы ребенок не уставал, а значит, и не терял интереса к занятиям. Заниматься с ребенком нужно как можно чаще: пусть понемногу, но систематически и последовательно. Чтобы были видны результаты, рекомендуется проводить занятия не менее трех раз в неделю.

Памятка для родителей

«Правила речевого дыхания»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но нe резкий, а выдох длительный (в 6—8 раз длиннее вдоха). На что же следует обратить внимание?

1. Чтобы ребенок не начинал говорить, не сделав вдоха.

2. Чтобы всегда говорил только на выдохе.

3. Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.

4. Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох — длительным и плавным.

5. Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (ниж-недиафрагмальное дыхание).

6. Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижны.

7. Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.

8. Чтобы, сделав вдох, ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.

9. Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2—3 секунды.

10. Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.

1. Сначала проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений ребенок не поднимал плечи, не напрягал излишне мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».

2. В дальнейшем проводится развитие речевого дыхания : сначала на гласных (развитие голоса, а после того как у ребенка сформировался плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса.

Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

Затем на длительном выдохе вводятся речевые упражнения. Интересным видом работы являются диалоги, в которых не только закрепляются правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и формируются правильные интонации, выразительность речи.

Памятка для родителей

«Развитие фонематического анализа и синтеза у детей»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза.

1. Узнавать звук на фоне других звуков, на фоне слова в следующей последовательности:

— выделять гласные из ряда звуков;

— узнавать гласные на фоне слога и односложных слов;

— узнавать гласные на фоне многосложных слов;

— выделять согласные из ряда других звуков;

— узнавать согласные на фоне многосложных слов.

2. Выделять первый и последний звуки в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец) :

— выделять первый ударный гласный звук из двусложных слов;

— выделять последний ударный гласный звук из слова;

— определять место ударного гласного звука в слове (начало, середина, конец);

— выделять первый согласный звук из слога и односложных слов;

— выделять первый согласный звук из многосложных слов;

— выделять последний согласный звук из односложных и многосложных слов;

— определять место согласного звука (начало, середина, конец).

3. Определять последовательность звуков:

в ряду гласных: АУ, УА;

в обратном слоге: AM, АЛ, АХ;

в прямом открытом слоге: МУ, ХА, ДА;

— в закрытом слоге типа МАК.

Памятка для родителей

«Последовательность работы по автоматизации звуков»

1. Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукопо-дражание:

Как звенит комар? (З-з-з-з.)

Как шумит ветер? (Ш-ш-ш.)

Как рычит собака? (Р-р-р.) (И т. п.)

2. Автоматизация звука в слогах и словах:

а) открытых слогах типа: согласный — гласный, например: Ша, Ра и т. п.

Звуки для автоматизации твердых согласных: [а], [о], [у], [ы], [э] :

б) включение отработанных слогов в слова (на всех этапах — п. 2) : под ударением и без ударения;

в) автоматизация в закрытых слогах типа «гласный — согласный», например: Аш, Ил и т. п. ;

г) автоматизация слогов со стечением согласных типа: «согласный — согласный — гласный», например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.

3. Автоматизация звука в предложении.

4. Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, ско-роговорок.

5. Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: [с] — [ш], [з] — [ж], [ш] — [ж], [л] — [р] и т. п.

Работа проводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

Приёмы работы

1. Отраженное, утрированное произношение с опорой на артику-ляционный образ звука, перед зеркалом, например: шш-а, о-ррр и т. д.

2. Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости — использование образца произношения.

На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением:

— зрительный (зеркало, схема, артикул);

— слуховой (фонематические процессы);

— тактильный (звонкость — глухость звука, качество воздушной струи).

Памятка для родителей

«Преодоление трудностей в произношении слов»

Если вы заметили, что у вашего ребенка трудности в произношении слов — нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки или слоги, — это нарушение слоговой структуры слова.

Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребенком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.

1. Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза.).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята, голова, ягоды, мимоза.).

3. Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп.).

4. Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух.).

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка.).

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин.). <

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай.).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели.).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягненок, охотник, будильник.).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка.).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт.).

12. Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо.).

13. Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло.).

14. Слоговые упражнения (ба-бда, бо-бдо, бу-бду, бда-бдо-бду, бда-дба.).

15. Предложения.

16. Скороговорки и чистоговорки.

17. Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания.

Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Памятка для родителей

«Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте

1—4 лет»

Для того чтобы ребенок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.

1. Развивать слуховое внимание:

— учить вслушиваться в звуки окружающего мира;

— определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит ко-локольчик?»);

— определять источник звука (игры «Кто кричит?», «Что играло?», «Где звучало?»).

2. Развивать речевой слух :

— учить узнавать по голосу животных — больших и маленьких;

— учить различать интонацию, воспроизводить ее по заданию: «Скажи ласково/сердито» и т. п. ;

— учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые: «Пойди и принеси», «Пойди, открой, найди и принеси» и т. п.

3. Развивать чувство ритма:

— упражнять в сочетании «движение и речь» (маршировка и гимнастика под счет или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов);

— читать сказки К. Чуковского, побуждая ребенка договаривать окончания.

4. Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.

5. Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание легких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей и т. д.).

6. Развивать голос: задания «Скажи громко/тихо», «Скажи как большой медведь/ как маленький медвежонок», «Скажи ласково/сердито/строго», т. е. работать над выразительностью, эмоциональностью речи.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики.

Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.

8. Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА-ня, уууу-тка, сссс-лон, шшшш-каф.

9. Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание:

аааа — девочка плачет, укачиваем куклу;

оооо — зуб болит;

уууу — паровоз гудит;

шшшш — шарик лопнул;

хххх — греем руки. (И т. д.)

Работу сочетать с чёткой артикуляцией звуков.

Формировать словарь.

Памятка для родителей

«Звуковой анализ слова»

Фишка, обозначающая гласный звук [а], [о], [у], [ы], [и], [э], — красный квадратик.

Фишки, обозначающие согласные звуки:

твердые — [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — синий квадратик;

мягкие - [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'], [щ'], [й'], — зеленый квадратик.

К сведению родителей : согласные звуки образуют пары по твердости и мягкости:

[б]—[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'], [з]-[з'], [к]-[к'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [п]-[п'], [р]-[р'], [с]-[с'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [х]-[х'],

[ж], [ц], [ш] — всегда твердые;

[ч], [щ], [й] — всегда мягкие.

В дошкольном возрасте не следует брать для анализа слова с йо-тированными (двойными) гласными (я, е, ю, ё, так как: буква одна, а звука два: (Я — [йа], Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ]);

в начале слова: юла — [йула], соответственно, фишки — зеленая, красная, синяя, красная;

в середине слова: мел — [мьэл], соответственно, фишки — зеленая, красная, синяя;

но: заяц — [зайац], соответственно, фишки — синяя, красная, зеленая, красная, синяя.

Следует внимательно прислушиваться к словам при выполнении звукового анализа.

Памятка для родителей

«Методика работы с предложением»

Для анализа предложений по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.

1. Составить предложение по сюжетной картинке.

2. Сосчитать, сколько слов в предложении.

3. Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения.

4. Закончить начатое предложение по данному образцу.

5. Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

6. Распространить предложения путем увеличения количества слов.

7. Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

8. Составить предложения с определенным словом.

9. Составить графическую схему предложения.

10. Придумать предложения по графической схеме.

11. Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Публикации по теме:

Образовательная среда «Речевой уголок»Образовательная среда «Речевой уголок» Предметно - развивающая среда несет в себе огромные возможности воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его. Развивающая предметно.

Буклеты по логоритмике. Памятки для родителей: Логоритмика дома. Памятка для родителей. Логоритмические занятия в детском саду. Содержание, цели и задачи: В ряду различных методик, представляющих систему.

Памятки для родителей Памятки-пожелания «Вся его жизнь – это игра». «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста Памятки учителя-логопеда для родителей при обучении грамоте детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик».

Презентация для педагогов «Речевой уголок в детском саду» Проблема развития речи является одной из актуальной в настоящее время. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна.

Речевой уголок в детском саду Предметно-развивающая среда — Речевой уголок. СЛАЙД 2 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания.

Речевой уголок в подготовительной группеРечевой уголок в подготовительной группе Воспитатели: Фурштакова Светлана Анатольевна, Киякина Римма Мазитовна Самое важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что.

Тематические памятки для родителей «Одежда» Дорогие родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем «Одежда»Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме, учить правильно, называть.

Тематические памятки для родителей «Транспорт» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаемТранспортЦель: Расширение представлений о транспорте и правилах поведения на проезжей.

Тематические памятки для родителей «Весна» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем тему: Весна. Солнышко. Цель: Формировать элементарные представления о времени года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятки для родителей в речевой уголок
Опубликовано: 15 октября 2017 в 21:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД