Получи документы

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС

Галина Черненко
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Проанализировав опыт работы по данному направлению, проведя анкетирование с педагогами и родителями, мы поставили перед коллективом годовую задачу: «Совершенствование работы дошкольного учреждения по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В ФГОС ДО прописано : «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты:

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) :

• о культуре народа, его традициях, творчестве;

• о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

• об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

• о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) :

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

• Интерес к жизни родного города и страны;

• Гордость за достижения своей страны;

• Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

• Восхищение народным творчеством;

• Любовь к родной природе, к родному языку;

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) :

• Труд;

• Игра;

• Продуктивная деятельность;

• Музыкальная деятельность;

• Познавательная деятельность.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание :

«Наследие» Е. Соловьева, Л. Царенко,

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва,

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова,

«Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук,

«Наш дом – Южный Урал» Е. Бабунова, С. Багаутдинова и др.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни деятельности педагогов и включает:

• методическую работу;

образовательную работу с детьми;

• взаимодействие с родителями;

• взаимодействие с социумом.

Рассмотрим их подробнее.

1. Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

1. Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.

3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.

4. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

В содержание ее входят следующие направления работы :

• оказание помощи педагогам ДОУ;

• осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;

• организация и проведение педсоветов;

• изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;

• создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

• обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.

Методическая работа по патриотическому воспитанию отражена в годовом плане.

2. В соответствии с ФГОС ДО, вопросы патриотического образования решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

. Образовательная деятельность с детьми включает разнообразные формы работы :

- НОД, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики с использованием различных технологий: здоровьесберегающих, ИКТ, игровых, сказкотерапии.

- Использование метода проектов в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

- Очень значимой и познавательной формой работы с детьми являются экскурсии, прогулки, наблюдения. Дети изучают достопримечательности села, знакомятся с профессиями родителей, природой родного края.

На экскурсии к реке дети знакомятся с растительным и животным миром водоема, могут внимательно рассмотреть и потрогать гладкие речные камешки – гальку, кувшинки, камыш, движение рыбок в воде, спрятавшихся под листочками лягушек, увидеть слияние 2-х рек – Коелги и Увельки. Экскурсия на луг знакомит детей с травянистыми растениями и насекомыми.

Мы знакомим детей с достопримечательностями Челябинской области, но, так как, организовать такие поездки проблематично, было решено использовать 3D-экскурсии и фильмы.

Используя такие формы работы, мы смогли познакомить детей с историческими памятниками, с народными традициями и бытом, с животными и растениями наших лесов.

- Использование иллюстраций, художественной литературы, чтение сказок и былин, стихов о родине, пословиц, поговорок

- Разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества.

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

- мероприятия, посвященные государственным (День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери и др.) и народным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха, спортивные конкурсы и развлечения, военно-спортивная игра «Зарничка».

- И, конечно, основной вид деятельности детей – игры : сюжетно-ролевые, настольно-печатные, театрализованные, дидактические, строительные, подвижные, народные и др.

Большое значение для патриотического образования и воспитания имеет предметно пространственная развивающая среда.

Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей : с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и района (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы района); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Мини-музеи созданы в каждой группе. Тематика мини - музеев отражает специфику возраста, интересы и увлечения каждого «творческого коллектива» группы.

Так, для малышей создан мини-музей игрушек «Петушок и его семья» и мини-музей «Моя семья».

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами в группе младшего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек.

Не менее интересным оказался мини-музей природы «Дикие животные Южного Урала», оформленный в группе среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием животных своего региона. Для старших дошкольников созданы мини-музеи «Русская берёза» и «Мрамор Коелги». Работа над этими музеями еще продолжается. В перспективе пополнение экспонатов, создание макетов и выставки детских работ.

В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Родная старина», основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство со старинными предметами быта.

3. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Используем различные формы взаимодействия с родителями.

Традиционные формы взаимодействия с родителями:

• Беседы, консультации

• Папки-передвижки, стенды

• Дни открытых дверей

• Родительские собрания

• Выставки совместных работ

• Праздники, развлечения

Нетрадиционные формы:

• Сайты детского сада, группы

• Фотовыставки, фотомонтаж

• Выпуски семейных газет

• Совместные прогулки, экскурсии

• Проведение акций

• Выставки семейных реликвий

• Создание мини-музеев, лэпбуков

Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», Родительские клубы и собрания, совместные спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещения музеев.

Сравнительно новое средство обучения – лэпбук. Лэпбук можно рассматривать как один из способов взаимодействия родителей и детей, где родители помогают организовать деятельность ребенка, направляют, совместно играют; как итог проектной деятельности или оформление ППРС.

Лэпбук (lapbook- наколенная книга, или как его еще называют тематическая папка) - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук это интересно, доступно и не очень затратно для родителей в сравнении с нашими дорогими развивающими игрушками.

4. В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.

МБОУ СОШ имени дважды героя Советского Союза С. В. Хохрякова. Каждый год старшие дошкольники посещают школьный музей, где познакомятся с бытом казаков, посудой и старинной утварью, историей Великой Отечественной войны и земляками-ветеранами ВОВ.

МКУК ЦБС Коелгинская модельная Павленковская сельская библиотека. Библиотека является нашим партнером не один год. В рамках клуба «Читай-ка» знакомят детей с былинами и сказаниями народностей Урала, проводят игры и викторины по материалам устного народного творчества. Дети посещают в библиотеке музей «Русская изба», тематические выставки, участвуют в смотрах-конкурсах (Танк Т-34, Мы помним, мы гордимся).

Коелгинский Дом культуры. Наше сотрудничество заключается в проведении совместных досугов и праздников, участии детей в смотрах художественной самодеятельности («Виктория-70», митингах и концертах, сельских праздниках.

Детская школа искусств. 28 ноября дети средней, старшей и подготовительной групп участвовали в общесельском Первом поэтическом конкурсе «Это яркое звонкое слово», посвященном 70-тилетию Великой Победы и 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова.

Т. О. Проблема нравственно-патриотического воспитания может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума.

Мы надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при реализации программы ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» Одним из направлений развития и образования детей в детском саду является речевое развитие, которое включает владение речью как средством.

Нравственное воспитание детей посредством сказок в соответствии с ФГОС. Занятие «Игра «Поле чудес» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: Нравственное воспитание детей среднего возраста посредством сказок в соответствии.

Работаем по ФГОС. Патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации регионального компонента «Работаем по ФГОС. Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента» Автор: Мамонтова О. П. –методист СП.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Фрагмент рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО Фрагмент рабочей программы в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Программа самообразования «Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач полноценного развития детей в соответствии с ФГОС ДО» .

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 8 июня 2016 в 07:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Галина Черненко (УИ 1139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД