Папки-передвижки

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС

Галина Черненко
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Проанализировав опыт работы по данному направлению, проведя анкетирование с педагогами и родителями, мы поставили перед коллективом годовую задачу: «Совершенствование работы дошкольного учреждения по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В ФГОС ДО прописано : «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты:

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) :

• о культуре народа, его традициях, творчестве;

• о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

• об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

• о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) :

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

• Интерес к жизни родного города и страны;

• Гордость за достижения своей страны;

• Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

• Восхищение народным творчеством;

• Любовь к родной природе, к родному языку;

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) :

• Труд;

• Игра;

• Продуктивная деятельность;

• Музыкальная деятельность;

• Познавательная деятельность.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание :

«Наследие» Е. Соловьева, Л. Царенко,

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва,

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова,

«Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук,

«Наш дом – Южный Урал» Е. Бабунова, С. Багаутдинова и др.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни деятельности педагогов и включает:

• методическую работу;

образовательную работу с детьми;

• взаимодействие с родителями;

• взаимодействие с социумом.

Рассмотрим их подробнее.

1. Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

1. Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.

3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.

4. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

В содержание ее входят следующие направления работы :

• оказание помощи педагогам ДОУ;

• осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;

• организация и проведение педсоветов;

• изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;

• создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

• обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.

Методическая работа по патриотическому воспитанию отражена в годовом плане.

2. В соответствии с ФГОС ДО, вопросы патриотического образования решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

. Образовательная деятельность с детьми включает разнообразные формы работы :

- НОД, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики с использованием различных технологий: здоровьесберегающих, ИКТ, игровых, сказкотерапии.

- Использование метода проектов в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

- Очень значимой и познавательной формой работы с детьми являются экскурсии, прогулки, наблюдения. Дети изучают достопримечательности села, знакомятся с профессиями родителей, природой родного края.

На экскурсии к реке дети знакомятся с растительным и животным миром водоема, могут внимательно рассмотреть и потрогать гладкие речные камешки – гальку, кувшинки, камыш, движение рыбок в воде, спрятавшихся под листочками лягушек, увидеть слияние 2-х рек – Коелги и Увельки. Экскурсия на луг знакомит детей с травянистыми растениями и насекомыми.

Мы знакомим детей с достопримечательностями Челябинской области, но, так как, организовать такие поездки проблематично, было решено использовать 3D-экскурсии и фильмы.

Используя такие формы работы, мы смогли познакомить детей с историческими памятниками, с народными традициями и бытом, с животными и растениями наших лесов.

- Использование иллюстраций, художественной литературы, чтение сказок и былин, стихов о родине, пословиц, поговорок

- Разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества.

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

- мероприятия, посвященные государственным (День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери и др.) и народным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха, спортивные конкурсы и развлечения, военно-спортивная игра «Зарничка».

- И, конечно, основной вид деятельности детей – игры : сюжетно-ролевые, настольно-печатные, театрализованные, дидактические, строительные, подвижные, народные и др.

Большое значение для патриотического образования и воспитания имеет предметно пространственная развивающая среда.

Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей : с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и района (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы района); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Мини-музеи созданы в каждой группе. Тематика мини - музеев отражает специфику возраста, интересы и увлечения каждого «творческого коллектива» группы.

Так, для малышей создан мини-музей игрушек «Петушок и его семья» и мини-музей «Моя семья».

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами в группе младшего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек.

Не менее интересным оказался мини-музей природы «Дикие животные Южного Урала», оформленный в группе среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием животных своего региона. Для старших дошкольников созданы мини-музеи «Русская берёза» и «Мрамор Коелги». Работа над этими музеями еще продолжается. В перспективе пополнение экспонатов, создание макетов и выставки детских работ.

В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Родная старина», основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство со старинными предметами быта.

3. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Используем различные формы взаимодействия с родителями.

Традиционные формы взаимодействия с родителями:

• Беседы, консультации

• Папки-передвижки, стенды

• Дни открытых дверей

• Родительские собрания

• Выставки совместных работ

• Праздники, развлечения

Нетрадиционные формы:

• Сайты детского сада, группы

• Фотовыставки, фотомонтаж

• Выпуски семейных газет

• Совместные прогулки, экскурсии

• Проведение акций

• Выставки семейных реликвий

• Создание мини-музеев, лэпбуков

Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», Родительские клубы и собрания, совместные спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещения музеев.

Сравнительно новое средство обучения – лэпбук. Лэпбук можно рассматривать как один из способов взаимодействия родителей и детей, где родители помогают организовать деятельность ребенка, направляют, совместно играют; как итог проектной деятельности или оформление ППРС.

Лэпбук (lapbook- наколенная книга, или как его еще называют тематическая папка) - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук это интересно, доступно и не очень затратно для родителей в сравнении с нашими дорогими развивающими игрушками.

4. В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.

МБОУ СОШ имени дважды героя Советского Союза С. В. Хохрякова. Каждый год старшие дошкольники посещают школьный музей, где познакомятся с бытом казаков, посудой и старинной утварью, историей Великой Отечественной войны и земляками-ветеранами ВОВ.

МКУК ЦБС Коелгинская модельная Павленковская сельская библиотека. Библиотека является нашим партнером не один год. В рамках клуба «Читай-ка» знакомят детей с былинами и сказаниями народностей Урала, проводят игры и викторины по материалам устного народного творчества. Дети посещают в библиотеке музей «Русская изба», тематические выставки, участвуют в смотрах-конкурсах (Танк Т-34, Мы помним, мы гордимся).

Коелгинский Дом культуры. Наше сотрудничество заключается в проведении совместных досугов и праздников, участии детей в смотрах художественной самодеятельности («Виктория-70», митингах и концертах, сельских праздниках.

Детская школа искусств. 28 ноября дети средней, старшей и подготовительной групп участвовали в общесельском Первом поэтическом конкурсе «Это яркое звонкое слово», посвященном 70-тилетию Великой Победы и 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова.

Т. О. Проблема нравственно-патриотического воспитания может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума.

Мы надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при реализации программы ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» Одним из направлений развития и образования детей в детском саду является речевое развитие, которое включает владение речью как средством.

Нравственное воспитание детей посредством сказок в соответствии с ФГОС. Занятие «Игра «Поле чудес» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: Нравственное воспитание детей среднего возраста посредством сказок в соответствии.

Работаем по ФГОС. Патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации регионального компонента «Работаем по ФГОС. Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента» Автор: Мамонтова О. П. –методист СП.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Фрагмент рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО Фрагмент рабочей программы в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Программа самообразования «Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач полноценного развития детей в соответствии с ФГОС ДО» .

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 8 июня 2016 в 07:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД