МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации средствами музейной педагогики (из опыта работы)

Елена Чуднова
Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации средствами музейной педагогики (из опыта работы)

Чуднова Елена Ивановна, воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад №148

комбинированного вида»

Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации

средствами музейной педагогики (из опыта работы)

Публикация «Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации средствами музейной педагогики (из опыта работы)» размещена в разделах

Любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, уважение к близким и родным людям, культуре и многое другое и составляет содержание чувства патриотизма, возникающего еще в дошкольном детстве, во время формирования основ ценностного отношения к окружающему миру. Развивается это чувство у ребенка постепенно, по мере воспитания любви к родным местам, к своим ближним и родной культуре [3].

Как справедливо подчеркивает Н. В. Микляева, в своей работе, огромное значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания [3].

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо решать задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

-введение регионального содержания (с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам);

-деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок);

-осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Музейная педагогика, как научная дисциплина, возникшая на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, и воспитательную задачи.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства с его художественными предметами народного творчества наиболее близок и понятен дошкольникам. Приобретая личный опыт общения с предметом, например прялкой, свистулькой и т. д., дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.

При организации мини-музея «Бабушкина светёлка» в детском саду мы придерживались следующих принципов:

-принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

-принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея :

Образовательные: усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.

Воспитательные : формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре.

Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Целью создания нашего музея стало знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем, осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

-раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины;

-знакомить с русским народным фольклором;

- развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики;

-формировать привязанности к своей семье, дому, бережное отношение к культурному наследию своей страны;

- вызвать чувство любви к близким и чувство гордости за свой народ.

Формы работы в музее :

- рассказ музейного педагога или ребенка-экскурсовода (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей);

-демонстрация музейного предмета из вспомогательного фонда, слайдов, репродукций, фотографий, необходимых по ходу беседы;

-элементы игры, пластического движения, театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их);

На базе музея организован театрализованный кружок, который позволяет нам наглядно показать детям традиционный русский быт;

-обыгрывание обрядов и традиционных праздников;

-прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки.

Основная идея развития музея :

Музей – результат совместной работы воспитателей, детей, родителей и всего коллектива нашего сада. Это – большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию и работе музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В музее «Бабушкина Светелка» размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.

В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий

Содержание экспозиции.

В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон : «красный угол»; «горница»; «бабий кут».

Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции) для удобства просмотра и восприятия размещена по тематическим блокам:

«Мебель» : стол, лавки, сундук, люлька.

«Как Бабушка семью кормила» : миски, крынки, чаши, ложки деревянные.

«Бабушкины помощники» : квеник-голик, сечка, корытце, ведро, кочерга.

«Как Бабушка бельё стирала и гладила» : рубель, корыто, доска, паровой утюг, жаровой утюг.

«Кухонная утварь» : квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.

«Одежда и обувь» : русские народные костюмы, лапти и поршни.

«Освещение жилища» : лучина, свеча, лампа.

«Мастера и мастерицы» : прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.

«Изделия плетеные из бересты и лыка» : короб, лукошко, корзины.

«Как Бабушка детей растила» : люлька, зыбка, народные игрушки.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: веник-голик, сечка, корытце, кадка-рукомойник, ведро, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка, лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков и ключей.

Нужно шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии. Таким образом, музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Список литературы:

1. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 годы». / Г. Н. Данилина. – M. : АРКТИ, 2005. – 165 с.

2. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. / Н. В. Микляева. – К. : Сфера, 2013. – 144 с.

3. Федеральный образовательный стандарт дополнительного образования от 28.08.2013.— М., Просвещение, 2013. — 16 с.

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации средствами музейной педагогики (из опыта работы)
Опубликовано: 10 октября 2021 в 11:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД