Елена Чуднова
Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации средствами музейной педагогики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Чуднова Елена Ивановна, воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад №148
комбинированного вида»
Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации
средствами музейной педагогики (из опыта работы)
Публикация «Патриотическое воспитание детей в дошкольной организации средствами музейной педагогики (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2021
Любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, уважение к близким и родным людям, культуре и многое другое и составляет содержание чувства патриотизма, возникающего еще в дошкольном детстве, во время формирования основ ценностного отношения к окружающему миру. Развивается это чувство у ребенка постепенно, по мере воспитания любви к родным местам, к своим ближним и родной культуре [3].
Как справедливо подчеркивает Н. В. Микляева, в своей работе, огромное значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания [3].
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо решать задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
-введение регионального содержания (с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам);
-деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок);
-осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Музейная педагогика, как научная дисциплина, возникшая на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, и воспитательную задачи.
Музей декоративно-прикладного и народного искусства с его художественными предметами народного творчества наиболее близок и понятен дошкольникам. Приобретая личный опыт общения с предметом, например прялкой, свистулькой и т. д., дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.
При организации мини-музея «Бабушкина светёлка» в детском саду мы придерживались следующих принципов:
-принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
-принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея :
Образовательные: усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные : формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре.
Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Целью создания нашего музея стало знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем, осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
-раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины;
-знакомить с русским народным фольклором;
- развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики;
-формировать привязанности к своей семье, дому, бережное отношение к культурному наследию своей страны;
- вызвать чувство любви к близким и чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее :
- рассказ музейного педагога или ребенка-экскурсовода (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей);
-демонстрация музейного предмета из вспомогательного фонда, слайдов, репродукций, фотографий, необходимых по ходу беседы;
-элементы игры, пластического движения, театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их);
На базе музея организован театрализованный кружок, который позволяет нам наглядно показать детям традиционный русский быт;
-обыгрывание обрядов и традиционных праздников;
-прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки.
Основная идея развития музея :
Музей – результат совместной работы воспитателей, детей, родителей и всего коллектива нашего сада. Это – большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию и работе музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В музее «Бабушкина Светелка» размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Содержание экспозиции.
В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон : «красный угол»; «горница»; «бабий кут».
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции) для удобства просмотра и восприятия размещена по тематическим блокам:
«Мебель» : стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Бабушка семью кормила» : миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Бабушкины помощники» : квеник-голик, сечка, корытце, ведро, кочерга.
«Как Бабушка бельё стирала и гладила» : рубель, корыто, доска, паровой утюг, жаровой утюг.
«Кухонная утварь» : квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь» : русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища» : лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы» : прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка» : короб, лукошко, корзины.
«Как Бабушка детей растила» : люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: веник-голик, сечка, корытце, кадка-рукомойник, ведро, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка, лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков и ключей.
Нужно шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии. Таким образом, музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.
Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Список литературы:
1. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 годы». / Г. Н. Данилина. – M. : АРКТИ, 2005. – 165 с.
2. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. / Н. В. Микляева. – К. : Сфера, 2013. – 144 с.
3. Федеральный образовательный стандарт дополнительного образования от 28.08.2013.— М., Просвещение, 2013. — 16 с.