Елена Евстафьева
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимо уже с малых лет формировать у ребёнка основы патриотизма, любовь к своей Родине. Поскольку ребёнок воспринимает мир через чувства, эмоции, сердцем, необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста чувство Родины, под которым подразумевается осмысление и ощущение её истории, тех изменений, которые она претерпела, ощущение своей связи со всем происходящим. При этом важно понимать, что прежде чем ребёнок дошкольного возраста осознает себя «гражданином страны», ему нужно помочь осознать себя частичкой своей семьи и детского сообщества и освоить пространство «малой родины», где проходит его детство.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Основы патриотизма мы можем формировать у детей дошкольного возраста благодаря следующим условиям:
1. Опора на историю, искусство, культуру, национальные традиции, примеры жизни героев нашей Родины.
2. Участие детей дошкольного возраста в проектах, акциях, праздниках, концертах, посвящённых значимым событиям в жизни города, страны.
3. Сотрудничество и взаимодействие учреждения образования с семьёй, включая различные формы совместной работы детского сада и семьи.
Решая вопрос, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, начнём с языка, который ребёнок слышит с младенчества. У каждого народа свои сказки, пословицы, потешки, прибаутки и все они передают из поколения в поколение основные моральные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А если пословицы, потешки, прибаутки спеть или сыграть, как театральное действие, они легко запоминаются детьми.
Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и панорама родного города, и детский сад, где ребёнок получает радость от общения со сверстниками, и знакомая природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, доброе и положительное: общественные события, труд, отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни – коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, веру в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру на Земле.
Родная природа – одна из сильных факторов воспитания патриотизма. От любования её красотой, бережного отношения к ней, до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю.
Но невозможно полюбить то, чего не знаешь. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, чей жизненный опыт совсем не велик. Малыши любят сказки и книжки с картинками и это нужно использовать в работе. Детям на музыкальных занятиях можно показать на экране или на фотографиях красоту родного края, какие-то образы. К каждой картинке можно сочинить небольшой рассказ. А затем уже предлагать детям послушать новую песню или музыкальное произведение, сделать танцевальную импровизацию на это произведение. Например, на музыку В. Иванова «Спеў дубраў».
Детям надо показать родной город, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Важно, чтобы родной город предстоял перед ребёнком как самое дорогое, неповторимое.
На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют песни о Родине, о природе, о людях, народные колыбельные и шуточные песенки, играют в народные игры, исполняют народные танцы, исполняют их на музыкальных инструментах. Лучшие музыкальные номера, особенно полюбившиеся детям, включаются в программу праздников и развлечений.
Большую роль в патриотическом воспитании могут сыграть мама и папа. Они имеют возможность посетить с ребёнком те места в родном городе, о которых наши воспитанники узнали на занятиях. Они должны не только интересоваться успехами своих детей, но и сами активно участвовать в праздниках, открытых мероприятиях, экскурсиях, помогая тем самим своим чадам понять, что семья – важная частица общества.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть естественный, а потому и верный способ воспитания любви к Отечеству.