Азалия Мещерякова
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать слвместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.
Публикация «Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями, Социально-коммуникативное развитие» размещена в разделах
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Диагностика детей 3-4 лет
1. Представления ребенка о себе:
- Как тебя зовут?
- С кем ты пришел?
- Как зовут твою маму?
2. Представления ребенка близких взрослых:
- Как зовут маму?
- Как зовут твоего папу?
3. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
4. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
5. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
6. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
7. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т. д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
10. Задание «Поиграй».
Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.
Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».
Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».
Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Диагностика детей 4-5 лет
1. Представления ребенка о себе:
- Как тебя зовут? А как ласково тебя можно назвать?
- Покажи, чем ты ходишь.
- Покажи, чем ты смотришь.
- Где твои ушки?
2. Представления ребенка близких взрослых:
- Как зовут твою маму (папу, бабушку?
- Кто еще есть в вашей семье?
3. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
4. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
5. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
6. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
7. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т. д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
10. Задание «Поиграй».
Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.
Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».
Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».
Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Диагностика детей 5-6 лет
1. Представления ребенка о себе и своих родителях:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какая у тебя фамилия?
- Как зовут маму (папу?
- Кто еще есть в вашей семье?
- Назови свой домашний адрес.
2. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
3. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
4. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
5. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
6. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т. д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
8. Задание «Поиграй».
Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.
Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».
Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».
Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Диагностика детей 6-7 (8) лет
1. Представления ребенка о себе и своих родителях:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какая у тебя фамилия?
- Как зовут маму (папу?
- Кто еще есть в вашей семье?
- Назови свой домашний адрес.
2. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
3. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
4. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
5. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
6. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т. д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.