Ирина Клепинина
Педагогические ресурсы здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
И. Г. Клепинина, МКОУ «Прогимназия №1» г. Лиски Лискинского муниципального района
Воронежской области.
В своей педагогической деятельности воспитатель формирует положительную мотивацию младших дошкольников на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строиться в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших дошкольников.
Публикация «Педагогические ресурсы здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Основной вопрос, который встает перед системой образования: обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей. Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.
Образование, культура, здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.
Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.
1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся.
2. Целостность учебно-воспитательного процесса.
3. Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих технологий.
4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и пользование ее педагогических возможностей.
5. Развитие двигательной активности и учет индивидуальных личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.
6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если, здоровью будут не учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа должны показать педагоги, родители, общественность.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия.
5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.
8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и лё гкой адаптации ребенка к условиям детского сада: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активности и расслабления, необходимо во избежание переутомления детей.
10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная тема повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11. Комплексная система закаливания детей.
Ежегодно проводятся мероприятия по проблеме «Будем здоровы, дети!» :
Экскурсии в парк, лес, к водоему, «В здоровом теле здоровый дух», «Если хочешь быть здоров», «Дружи с водой», «Уроки Мойдодыра», «Азбука здоровья», «Режим дня»,
«Откуда берутся грязнули», «Личная гигиена», «Праздник чистоты», «Твой внешний вид»,
«Зеленая аптека», «Как вести себя за столом», «Знайте правила движения, как таблицу умножения», «Мы – пешеходы», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Будь вежлив»,
«Что вокруг нас может быть опасным?» «Осторожно, огонь!», «Осторожно, вода!», «Правильное питание - залог здоровья».
Формы проведения внеурочных занятий:
• экскурсии,
• походы,
• выставки,
• викторины, -
• просмотры видеофильмов;
• беседы,
• обсуждение детских книг и журналов,
• микрогрупповые соревнования,
• составление правил поведения и режима,
• коллективное рисование на одном листе бумаги,
• урок творчества,
• урок - путешествие,
• урок-игра,
• урок сказочное путешествие.
Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.