Папки-передвижки

Педагогические условия профилактики дезадаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО посредством игры

Светлана Афанасьева
Педагогические условия профилактики дезадаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому игра в организации взаимодействия с воспитанниками ДОО становится одним из наиболее важных инструментов, так как в игровой деятельности дети чувствуют себя непринужденно и расслабленно.

В раннем дошкольном возрасте, ребёнок овладевает простой сюжетной игрой, а к началу дошкольного детства и ролевой игрой, с помощью игры он знакомится с социальной средой, с предметами и их функциями, учится общаться с другими людьми и сверстниками. Через игру ребенок открывает в себе эмоции, учится их различать, учится сопереживать другим людям. В процессе игры, ребенок обучается переносить свойства одних предметов на другие (придумывает заместители, таким образом развивается воображение, символическое мышление, что помогает ребенку включаться в общение с другими людьми [15].

Публикация «Педагогические условия профилактики дезадаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО посредством игры» размещена в разделах

В игре начинают формироваться взаимоотношения ребенка со сверстниками, сначала взаимодействие ситуативно и внимание к другим детям привлекается какими-либо предметами (дети начинают отнимать игрушки если они им понадобились, затем взаимодействие становится игровым, дети начинают сотрудничать разделять обязанности в игре.

Кроме этого в игре активно развивается воображение ребенка, он начинает сопереживать в игровой ситуации, воспроизводить необходимые чувства и эмоции героя игры, он учится действовать с воображаемыми предметами и героями [5].

Применение игрового взаимодействия в процессе адаптации поможет снизить негативные проявления адаптационных реакций, используя разнообразные игровые средства (ориентируясь на предпочтения детей исходя из игр, применяемых дома, воспитателю будет гораздо проще найти подход к ребенку, войти с ним в эффективное доверительное общение.

Педагогическая игра обладает рядом отличий от простых игр:

Педагогическая игра имеет четкую цель и нацелена на определённый результат;

• Цель и задачи педагогической игры обоснованы;

• Имеет яркую познавательную направленность.

Лобанова Е. А. выделяет следующие группы игр:

• Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

• Познавательные, воспитательные, развивающие;

• Репродуктивные, продуктивные, творческие;

• Коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Кроме этого, педагогические игры могут ранжироваться исходя из среды их применения, это игры уличные или комнатные, компьютерные и с применением технических средств, с предметами или без предметов, настольные игры.

Игры призвана решать следующие задачи:

• Дидактические задачи – развитие познавательной деятельности детей, формирование умений и знаний, которые дети смогут применять на практике, расширение знаний об окружающем мире);

• Развивающие задачи – развитие психических процессов (память, внимание, мышление, волевые качества); развитие нравственности, формирование эстетического вкуса и мировоззрения, развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества);

• Социализирующие задачи – приобщение к ценностям и нормам, принятым в обществе, адаптация к условиям социальной среды [16].

В адаптационный период для детей третьего года жизни наиболее актуальны игры, которые направлены на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым, преследующие цель наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать атмосферу радости, тепла и уюта, чтобы ни один ребенок в группе не чувствовал себя одиноким. Главная цель игр в данный период – сформировать положительное отношение ребенка к детскому саду.

В психолого-педагогической литературе посвященной проблеме адаптации детей к детскому саду можно найти не мало игровых приемов и методик. Рассмотрим некоторые из них.

О. А. Терехина и В. С. Богословская в своей книге «Здравствуй, детский сад» [14] приводят пример адаптационной игры, целью которой становится помощь вступления в контакт ребенка с новыми для него людьми – детьми и взрослыми. Такая игра длится не какое-то время, а рассчитана на целый день пребывания детей в детском саду. Все начинается с игрового взаимодействия педагога с ребенком и родителем во время встречи и приветствия. Педагог показывает детям, что в группу пришел гость (это может быть какая-то игрушка) которая приглашает детей к сотрудничеству, приглашает в группу просит показать детей чем они занимаются целый день. Далее педагог в качестве зарядки начинает активную игру, в которой участвует и сам и герой, который пришел в гости к детям. Следующей частью игры является прием пищи. В игровой форме герой накрывает столы, привлекает к помощи самых активных и смелых ребят. Затем напоминает, что нужно помыть ручки.

Следующая часть игры согласно режиму – прогулка. На прогулке используются разнообразные игры с мыльными пузырями, с песком, водой, танцевальные двигательные игры, сопровождающиеся песенками, хороводные песенки. После прогулки, когда дети еще не остаются на настоящий продолжительный дневной сон, проводится следующая часть игры «СОН». Дети спокойно и как удобно садятся на коврик, под спокойную музыку герой рассказывает ребятам стишок про сон, и предлагает детям закрыть глазки и заснуть понарошку. Затем за детьми приходят родители.

Основной целью предлагаемых адаптационных игр является знакомство детей с режимом детского сада, знакомство с принятыми правилами поведения и нормами. Проведение таких игр во время неполного режимного дня позволяет также успешно включать в процесс адаптации деток, которые уже пробовали посещать детский сад, но получили негативный опыт и осложнения в процессе. Авторы рекомендуют педагогам включать детей в такие игры, в которой ребенок смог бы реализовать свои способности, а взрослые должны всячески поддерживать проявления самостоятельности и активности детей, таким образом учитывать индивидуальные потребности ребенка [14].

В книге А. С. Русакова «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям» [9] приводится замечательная игровая методика «Детский сад для зверят», направленная на подготовку малыша к детскому саду еще до его поступления в детский сад. Основная идея игры состоит в том, чтобы познакомить ребенка с детским садом через игру, которая специально организуется дома мамой и папой за несколько месяцев до поступления в детский сад. Организовать такую игру родителям можно предложить на общем родительском собрании в июне, когда предварительно родители уже знают в какой детский сад они пойдут и начинают собирать документы для поступления. Цель методики – формирование интереса у ребенка к детскому саду до момента поступления в него. Родителям предлагается организовать сюжетную игру с игрушками в которой подробно будут воспроизводиться все ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в стенах детского сада с позитивным содержанием.

Авторы методики выделяют следующие задачи:

• Ознакомительная – показать и рассказать ребенку что такое детский сад, создать положительное отношение и вызвать интерес

• Формирующая задача, состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить формы поведения в детском саду, привить навыки общения с незнакомыми взрослыми и детьми, проигрывание возможных конфликтных ситуаций.

• Диагностическая задача, ставится после поступления ребенка в детском саду, в случае появления каких-либо негативных эмоций, выявляются с помощью игры, и также устраняются с помощью проигрывания ситуации и нахождения путей выхода из нее.

Авторы книги предлагают использовать в работе с детьми игровые приемы с куклами-забавами, приглашать в гости игрушки из дома, чтобы показать им детский сад, некоторые игрушки в детском саду сделать персональными – все это позволяет создать благоприятную, доброжелательную, знакомую среду для ребенка, с элементами дома [9].

В книге Е. В. Жердевой «Дети раннего возраста в детском саду» приводится программа занятий адаптационного периода, построенная на различных играх-потешках, хороводных играх, пальчиковых играх, уличных играх [8].

Также хорошо зарекомендовала себя в работе методика Роньжиной А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» [13], в книге подробно описаны игровые занятия с детьми, целью которых является помощь в адаптации детей к условиям ДОУ. Игровые занятия проводятся совместно педагогом-психологом и воспитателем, кроме этого в совместную работу включаются и родители, для них согласно программе, один раз в месяц организуются занятия с детьми. Задачи программы:

• Снятие нервно-мышечного напряжения;

• Снижение тревожных состояний, агрессии, импульсивности;

• Развитие коммуникативных навыков детей, научение способам взаимодействия;

• Развитие познавательных процессов внимания, речи, памяти и воображения;

• Развитие слуха, чувства ритма, мелкой и крупной моторики детей;

• Развитие произвольности и игровых навыков [13].

Таким образом в психолого-педагогической литературе имеются обширные исследования, а также накоплен достаточный опыт применения игры в период адаптационного периода, такие игры доказали свою успешность и эффективность. Применение этих игровых методик в совокупности поможет повысить уровень успешности адаптационных процессов, найти подход ко всем детям группы и снизить процент дезадаптированных детей до 0%.

Список литературы:

1. Ануфриева В. Г. Профилактика социальной дезадаптации детей. / Управление ДОУ, 2003, № 4. С 97 - 103.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их

компенсация. М., 1976. - 157 с.

3. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012

4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Л. В. Белкина - Воронеж «Учитель», 2006

5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие, М. : Академический проект, 2005.

6. Богуславская З. М. Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1991

7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для восп. дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан. – М. : Просвещение, 1983. – 80 с.

8. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Изд. 2-е. – Ростов н/ д: Феникс, 2007. – 192 с. – (Мир вашего ребенка)

9. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям : Сборник. / А. С. Русаков – Спб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера 2010. – 128 с.

10. Кирюхина Н. В. Орг-ция и содерж. работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособ. /Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. :Айрис-пресс,2006. – 112 с.

11. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателей Дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.

12. Степанова О. А. : Развитие игровой деятельности ребенка: обзор программ дошкольного образования. - Сфера, 2009 г. – 128с.

13. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003.

14. Терехина О. А. Здравствуй, детский сад! : психолого-педагогическое сопровожд. в период адаптации к дошк. учреждению / О. А. Терехина, В. С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006. -91 с.

15. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

16. Эльконин Д. В. Психология игры. - М. : Просвещение, 1978.

17. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. ].– М. : Просвещение, 2007. – 303с. : ил.

18. От рождения до школы. Примерная основная общеобраз. программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17.10.2013.

20. Б. Г. Юдин. А. Н. Симонов. Адаптация. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018 ( последняя редакция: 25.08.2018). URL : https://gtmarket.ru/concepts/7172

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия профилактики дезадаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО посредством игры
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 12:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия профилактики дезадаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО посредством игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афанасьева (УИ 2311815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД