Елизавета Шуберт
Педагогические условия развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Публикация «Педагогические условия развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В работе рассмотрено использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности. Теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность педагогических условий использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности по формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Моторика представляет собой последовательность движений, совокупность которых необходима для выполнения определенных задач. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Движения рук играют большую роль на всех этапах жизни ребенка. Как указывал Н. А. Бернштейн центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. [1]. Развитие мелкой моторики рук детей особенно актуально в современное время. У многих современных детей, особенно проживающих в городе, можно отметить как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Это во многом связано с тем, что немало операций за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Такое положение дел непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Зачастую, из-за слабости мышц и не достаточного развития гибкости пальцев рук дошкольник не может держать инструмент (карандаш, ручку, кисть) правильно. Руки, как правило, быстро утомляются, вследствие чего движения становятся неточными, неуверенными, руки начинают дрожать, а линии на листе изображаются криво и неровно. Что в свою очередь приводит к неудовлетворению ребенка результатом своей деятельности, и к дальнейшему отказу рисовать или писать что-либо.
Развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д). Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Р. Г. Казакова рекомендует для детей старшего дошкольного возраста использовать такие нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики, как: пескография или рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография; монотипия пейзажная; печать с помощью трафарета; монотипия предметная - это вид печатной графики, т. е. отпечаток; пластилинография [2].
В опытно-экспериментальной работе по развитию мелкой моторики рук у детей 5-ти летнего возраста, которая проходила в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» п. Усть-Абакан в группе была созданы предметно-пространственная среда, стимулирующая активную деятельность детей в работе с нетрадиционными техниками рисования; а также был проведен ряд занятий по изобразительной деятельности, развивающих мелкую моторику рук
Во время организации предметно-развивающей среды группы учитывались потребности и способности детей. Для этого размещены и установлены различные репродукции произведений живописи, графики, красивые и яркие иллюстрации книжных персонажей. Так же были распределены книжки-раскраски, дидактические игры для развития пальцев рук. В уголок изобразительной деятельности были добавлены восковые мелки, цветной песок, печатки из поролона, свечки, нитки, листья и травинки, ватные палочки, бумага из разных фактур, цветной картон и т. д. В приемной было подготовлено панно для выставки готовых детских работ.
Для того, чтобы доказать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста были проведены ряд занятий: «волшебные цветы» монотипия предметная, «весеннее небо» рисование мятой бумагой, «я рисую море» свободное экспериментирование акварельными красками, растяжка «по мокрому», «наш аквариум» печать с помощью трафаретов и т. д.
Результаты данной работы показали положительную динамику, что доказывает эффективность условий в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования.
Библиографический список
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 288 с.
2. Казакова, Р. Г., Сайганова, Т. И., Седова, Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование [Текст] / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.