Мария Тур
Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт»
▼ Скачать + Заказать документы
Быть воспитателем – не просто. С одной стороны это огромная ответственность. С другой - полный драйв! Любить всем сердцем детский смех, детскую речь, непосредственность, чувствовать в себе море творческого потенциала – это для меня удовольствие! А разве можно отказать себе в удовольствии!
На мой взгляд, в работе есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что появились современные технологии и инновации, которые помогают развиваться как педагогам, так и воспитанникам. А минус в том, что меньше времени уходит на воспитание и обучение детей, так как больше появилось документации.
Публикация «Педагогический очерк „Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Я работаю в детском саду по основной образовательной программе дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственном стандартом, с детьми старшего дошкольного возраста. В центре данной программы – современный ребенок, его уникальная и творческая личность. Программа обеспечивает поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.
Дли того, чтобы моя работа имела положительный результат, я ставлю перед собой задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;
2. Создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых кадый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
3. Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей;
4. Создание благополучных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
5. Формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
6. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.
7. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
8. Воспитание в детях патриотических чувств, любовь к родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В воспитании детей, традиционно особая роль принадлежит патриотическому воспитанию. В патриотическом воспитании основным, на наш взгляд, является не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантности, но и, безусловно, воспитание уважительного отношения к человеку труда и результатам его деятельности, к родной земле и защитникам отечества, к государственной символике и традициям.
Современному педагогу, выстраивая свою образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать такой аспект: патриотическое воспитание ребенка дошкольника – это одна из приоритетных задач, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
К патриотическому воспитанию современных дошкольников относят не только любви к своей семье, родному дому, городу, окружающей с детства природе, своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям разновидностей других национальностей, а так же воспитание уважительного к труженикам и результату их труда, к своей родной земле, к героям-защитникам Отечества, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети становятся избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразнее, включает сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Существует мнение, что современные дети развиваются быстрее, чем наше поколение детей. Хочу с этим не согласиться. Да, может с гаджетами они, и разбираются, даже лучше взрослых. Но не всегда современный дошкольник перед выходом в школу показывает хорошие результаты освоения программы. И виноват в этом не педагог, а гаджеты, которые привлекают детей больше, чем например, чтение перед сном.
Я хочу отметить суть своего подхода к детям в своей работе. У каждого педагога есть своя определенная методика воспитания детей. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей. Я для себя определила свой подход к воспитательно-образовательной деятельности, который использую в своей работе. К ним отношу доброжелательное отношение к своим воспитанникам и их родителям, взаимопомощь, приветливость, доброту. Всему этому я и учу детей. Самая главная задача моей педагогической деятельности – разглядеть в каждом ребенке развивать эту индивидуальность, чтобы он вырос сильной личностью. Веду сотрудничество со специалистами: педагогом-психологом и логопедом.
Помните, несколько лет назад мы проводили с воспитанниками занятия школьного типа. А сейчас, мы ушли от того, и обучение в детском саду осуществляем в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также свободной деятельности детей. Считаю это очень важным, ведь эти дети должны получать знания и навыки не только на занятиях, но и в течение всего дня.
В своей работе, прежде всего, я испытываю повышенный интерес к обновлению предметно–пространственной развивающей среды группы.
Необходимо моделировать среду так, что бы она способствовала максимальному развитию личности каждого ребенка. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В своей работе я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Игровая технология реализуется через какие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры, сказка терапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Я постоянно веду поиск новых интересных приемов для того, чтобы из каждой встречи с детьми сделать праздник. И если я вновь увижу заинтересованные глаза своих воспитанников, услышу тысячу вопросов и смогу на них ответить, значит, день был прожит не зря. Что будет дальше? А дальше будет новый день, новые дети, а с ними новый этап моей педагогической деятельности, полный стремлений к новым свершениям и победам.